Биология для всех
  • Главная
  • Человек и здоровье
  • Методы формирования познавательной активности школьников. Формирование познавательной активности учащихся как условие развития личности, способной к самопознанию и самореализации

Методы формирования познавательной активности школьников. Формирование познавательной активности учащихся как условие развития личности, способной к самопознанию и самореализации

Активность - это психическое качество, черта характера человека, выражающаяся в усиленной деятельности человека.

Познавательная (учебная) активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретений знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идет не только о внешней активности (поднятие рук, переписывание, бездумное перелистывание книги и т. п.), а главным образом о внутренней, мыслительной активности школьника, о творческом мышлении.

Психологи убеждают, что познавательная активность школьника - качество не врожденное и не постоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи, труда и других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого школьника (успехи в учебе и положительные эмоции повышают познавательную активность). Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс.

Учителя-новаторы Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, их последователи и другие опытные учителя практически доказывают, что только подлинное сотрудничество учителя и учащихся обеспечивает на уроке активную учебную деятельность класса. Например, работая с опорными сигналами, учащиеся с желанием и старательно сами воспринимают, осмысливают, запоминают, применяют знания и контролируют усвоение.

Под активизацией познавательной деятельности подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня (степени) учебной активности школьников, по стимулированию у них учебной активности. Действия учителя, которые побуждают школьников к старательному учению, способствуют созданию положительного отношения к учебной работе и знаниям, являются средствами активизации.

Разумеется, степень познавательной активности учеников зависит и от них самих, от их воспитанности, сознательности, любознательности, волевых усилий, ведь ученик не только объект, но и субъект учебного процесса.. Вся трудность противоречивость обучения в том и заключается, что на уроке необходима познавательная активность учащихся, а она зависит от учителя, от его умения активизировать их. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя, интегративным показателем его педагогического мастерства.

Г.И. Щукина рассматривает познавательную активность как «ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы», которое «выражает особое состояние школьника и его отношение к деятельности».

С данной трактовкой познавательной активности перекликается определение И. Шамовой: «Активность в учении... не просто деятельностное состояние школьника, а качество этой деятельности, в которой проявляется личность ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательной цели».

Обращает на себя внимание направленность перечисленных выше определений: они все характеризуют позицию учащегося, поскольку речь идет об их познавательной активности. Между тем активизация познавательной деятельности - это двусторонний процесс. Условия, активизирующие процесс познания, создает, прежде всего, учитель, а демонстрирует результат этих условий - собственно познавательную активность - ученик.

Сам процесс познания обычно представляют как последовательную цепь: восприятие -> запоминание -> сохранение -> воспроизведение -> интерпретация полученных знаний. Очевидно, что активизация познания может осуществляться на всех последовательных этапах. Но состояние активности как ответной реакции ученика на условия, созданные педагогом, может проявиться и на каком-либо одном из этапов.

С.Л. Рубинштейн отмечал, что «один и тот же процесс может быть (и обыкновенно бывает) и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым». В силу индивидуальных и возрастных различий для одних учащихся процесс обучения опирается более всего на эмоциональную основу, у других - на интеллектуальную, у третьих - на волевую и т.д.

Поэтому одни школьники активно включаются только в отдельные этапы процесса познания, а другие сохраняют внимательность, заинтересованность и самостоятельность в течение всего занятия, разность отражается в уровнях {степени) познавательной активности, выделяемых различными авторами.

Г.И. Щукина выделяет репродуктивно-подражательную, поиско-исполнительскую и творческую активность, тем самым, предлагая методическое основание для активизации познавательной деятельности учащихся. Здесь разделение уровней познавательной активности соответствует одной из классификаций методов обучения.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению. При активных методах все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием: внимательно слушают - думая, наблюдают - думая, читают - думая, выполняют практические задания - думая.

В школьной практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний на три группы: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным, и менее активным, пассивным. Каждый метод обучения по источнику знаний обладает активизирующими потенциями, реализация которых зависит от творчества учителя, например от его умения, создавать на уроке проблемную ситуацию.

Вообще методы обучения сложны, многофакторны, переходят друг в друга, грани между ними относительны. Вот почему современная педагогика внутри каждой традиционной группы методой выделяет по степени познавательной активности учащихся две подгруппы (два варианта) методов: проблемно-поисковые и репродуктивные (объяснительно - иллюстративные). Зверев И.Д. и А.Н. Мягкова, характеризуя школьную лекцию, рассказ учителя, работу с экранными пособиями и раздаточным материалом по биологии, пишут, что эти методы «используются как в объяснительно - иллюстративном, так и в проблемном плане»

ТИ. Шамова также выделяет три уровня познавательной активности, но определяет их не по методам обучения, а по образу действия: воспроизводящая, интерпретирующая и творческая активность. Находясь на первом уровне познавательной активности, учащийся должен научиться воспроизводить при необходимости полученные знания или умения. Название интерпретирующего уровня говорит само за себя: уже имея некоторые знания, необходимо научиться трактовать их в новых учебных условиях, отталкиваясь от привычных образцов.

Творческий уровень познавательной активности характерен для учащихся, которые не только усваивают связи между предмета и явлениями, но и пытаются найти для этой цели новый способ. И в той, и в другой классификации речь идет об учащемся, который постоянно демонстрирует активность (разного уровня) в овладении знаниями. Учащиеся имеют различную степень включенности в процесс познания. Нельзя игнорировать позицию того школьника, который пассивно принимает знания (в социологии - это одностороннее принятие), и того, чья активность время от времени включается в познавательный процесс в зависимости от учебной ситуации. Вот почему предлагается еще один подход к познавательной активности, где выделяется нулевой уровень активности, характеризующийся не отказом от учебной деятельности, а скорее, индифферентным к ней отношением, ситуативно-активный как переходная ступень от нулевой к стабильной, исполнительской активности в учебном процессе; и творческий, где максимально может раскрыться субъектная позиция школьника. Таким образом, познавательную активность можно охарактеризовать как личностное свойство , которое приобретается, закрепляется и развивается особым образом, в организованном процессе познания с учетом индивидуальных и возрастных особенности учащихся, развивающееся по определенным уровням (таблица 1.)

познавательный активность педагогический технология

Таблица 1 - Уровни познавательной активности учащихся

Основание для классификации

Методический подход (по Г.И. Щукиной)

Стадии познавательного процесса (по Т.И. Шамовой)

Степень включенности учащегося в процесс обучения

Нулевая активность. Пассивность ученика, предпочитает режим давления со стороны педагога

Репродуктивно-подражательная активность. Опыт учебной деятельности накапливается через усвоение образцов, при этом уровень собственной активности личности недостаточен

Воспроизводящая активность. Ученик должен понять, запомнить и воспроизвести знание, овладеть способами его применения по образцу

Ситуативная активность. Активность учащегося проявляется лишь в определенных учебных ситуациях (интересное содержание урока, приемы обучения и пр.), определяется в основном эмоциональным восприятием

Поисково-исполнительная деятельность. Ученик не просто принимает задачу, а сам отыскивает средства её выполнения

Интерпретирующая активность. Выявление смысла, стремление познать связь меду явлениями

Исполнительская активность. Наработки привычными приемами учебных действий обеспечивают быстрое восприятие уч. задачи и самостоятельность в ходе решения.

Творческая активность

Творческая активность

Творческая активность

Задачи м.б. поставлена самим школьником, избираются нестандартные пути решения

Попытка найти новый способ решения

Готовность ученика включится в нестандартную уч. ситуацию, поиск новых средств для решения задач.

Надежда Парасовская
Средства познавательного развития детей дошкольного возраста

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник . Китайская пословица гласит : «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» . Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания , тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал. Как известно, основой познавательной активности служит образовательная познавательная задача , предполагающая наличие поисковых знаний, способов, умений и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Перед современными педагогами стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её. Для этого необходимо применять различные средства . Важными средствами познавательного развития детей дошкольного возраста являются : познавательно -исследовательская деятельность, проектная деятельность, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии. Рассмотрим их. «Проектная деятельность» - это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность основана на сотворчестве всех участников образовательного процесса. Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Проектный метод актуален и эффективен, он развивает познавательную активность , исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника , способствует успешному переходу к следующей ступени обучения. Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста . Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немало важно, проект учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей , педагогов и родителей. Большинство педагогов дошкольных образовательных учреждений очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или поиск возможных способов решения проблемы.

Ребенок высказывает оригинальную идею, ее нужно поддержать и немного видоизменить. Это особенно важно для пассивных детей , не имеющих положительного опыта проявления инициативы.

Но задача педагога заключается вовсе не в том, чтобы дожидаться необычного решения. Он должен посмотреть на уже известную ему ситуацию и способы решения задачи с точки зрения пространства возможностей.

По мнению Н. Е. Вераксы, главного редактора журнала «Современное дошкольное образование » и программы «От рождения до школы» , одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том , чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка обязательно включает в себя познавательный компонент . Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил экспериментатор.

Метод проектов может использоваться в работе с детьми, не только старшего, но и начиная с младшего дошкольного возраста . Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста специфичны , позволяют определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития .

Первый этап – подражательно-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях» , выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап – развивающий , он характерен для детей 5–6 лет , которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.

В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет . Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей , создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Немаловажна в детском саду познавательно -исследовательская деятельность детей , имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. К этому виду деятельности относятся экспериментирование и исследование. В познавательно -исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир, практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития .

«Экспериментирование» - форма познавательно -исследовательской деятельности, направленная на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. При формировании познавательной активности экспериментирование рассматривают как средство , близкое к идеальному.

«Исследование» - особая форма познавательно -исследовательской деятельности, направленная на освоение ребёнком способов реализации познавательных инициатив . Постановка и решение познавательной задачи осуществляются ребёнком с помощью поисковых действий.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира , он хочет познавать : рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т. д. Все это объекты исследования.

Исследовательское поведение для дошкольника - главный источник по-лучения представлений о мире. Наша задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными : при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материалов; при доведении полученного продукта до логического завершения - представления результатов, полученных в исследовании. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы.

Для проведения исследовательской деятельности, необходимо обустроить «Лабораторию» . В ней должны быть приборы - «помощники» : лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм. Природный материал : камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. Утилизированный материал : проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги; красители : гуашь, акварельные краски; медицинские материалы : пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл) ; прочие материалы : зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, сито, свечи.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности - опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.

Опыт - это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях.

В организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов :

1) Постановка проблемы (задачи) .

2) Поиск путей решения проблемы.

3) Проведение опытов.

4) Фиксация наблюдений.

5) Обсуждение результатов и формулировка выводов.

Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи . Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей. Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок.

Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой природы. Так, поместив две луковицы в банку с водой и без воды, дети наблюдают за их развитием : какая луковица прорастет быстрее, почему, какое влияние на развитие растений оказывает человек. Дети приходят к выводу - о необходимости влаги для роста растений. В процессе проведения исследовательской деятельности мы развиваем экологическую грамотность детей , воспитываем активную природоохранную позицию. Исследуются и объекты неживой природы : песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит и пр. Например, предлагаем слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.

Творческое познание природы способствует формированию представлений об основных закономерностях в природе. В младшем возрасте это изменяемость времен года и зависимость изменений в живой природе (т. е. в жизни растений и животных) от меняющихся условий неживой природы.

Для того чтобы научить малышей выделять простейшие связи в наблюдаемых природных процессах, работу можно начинать с 4 лет. В этом возрасте развиваем у детей представление об отдельных, часто встречающихся явлениях неживой природы (осадки - снег, дождь, град; свойства песка, воды; утро - вечер, день - ночь и т. д., а также знакомим с объектами живой природы - комнатными и дикорастущими растениями, дикими и домашними животными. В результате дети приобретают определенный багаж знаний о мире природы. У них возникает познавательный интерес к объектам природы, желание узнавать новое о свойствах вещей, активно исследовать их. Они задают вопросы : «Почему осенью улетают птицы? Где зимой живут жучки и бабочки? Почему снег в комнате тает?» В этом возрасте внимание детей становится более устойчивым, они могут довольно долго наблюдать за животными и растениями.

Сущность наблюдений заключается в чувственном познании природных объектов через различные формы восприятия - зрительную, слуховую, тактильную, кинестетическую, обонятельную и др. Детей знакомят с небольшим количеством растений в помещении и на участке. Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды , дошкольники учатся различать растения, правильно называть, ориентируясь на характерные признаки - форму, размер, окраску листьев, плодов, цветов, стеблей. В содержание наблюдений за животными включаются следующие компоненты : способ передвижения (как и с помощью каких органов оно происходит) ; облик : части тела, особенности строения, характеристики (окраска, форма, размер) внешних органов; ориентировка в пространстве (как прислушиваются к звукам и шумам, как осматриваются) ; как реагируют на окружающее; среда обитания : особенности местности, корм, другие животные - соседи (враги, нейтральные) ; взаимоотношения с людьми (реакция на их появление) ; жизненные проявления в разные сезоны : изменения в окраске в переходные сезоны, гнездостроение, запас кормов, их поиск зимой.

Помимо содержания чрезвычайно важно определить организационно - методические формы проведения наблюдений за объектами природы. Педагогический процесс должен быть построен таким образом, чтобы интерес детей к обитателям уголка возрастал , представления о них постоянно расширялись, Этим требованиям отвечает циклическое наблюдение, которое организуется в различные режимные моменты повседневной жизни.

Отдельно взятый цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует устойчивый познавательный интерес детей к нему . В результате у малышей возникает потребность в новых самостоятельных наблюдениях.

Специальные циклы наблюдений посвящаются представителям растительного мира : комнатным растениям, растениям, произрастающим на участке детского сада (рябине, клену, сосне, тополю и пр., первоцветам. Все, что постоянно находится рядом с ребенком, должно быть им замечено, должно привлекать его внимание, вызывать интерес : зимующие птицы, насекомые и т. д.

Еще одно – игровые технологии. В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах дошкольного образования игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника . Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31) . Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью .

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей , любознательности и познавательной мотивации ; формирование познавательных действий , становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей . К игровым технологиям относятся такие игры как, дидактические (игры с правилами, предметные, настольно-печатные, словесные, подвижные игры, игры-забавы, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия.

Дидактические игры.

«Рукотворный и нерукотворный мир» . Вместе с воспитателем дети определяют, что сделано руками человека, а что создано природой. «Кому что нужно» . Формируются представления о предметах, которыми пользуются мальчики и девочки (одежда, обувь, игрушки, спортивные принадлежности) . Закрепления знания о предметном мире. «Разложи правильно» , где предлагается детям разложить в разные корзинки овощи и фрукты. «Чудесный мешочек» , где дети отгадывают овощи и фрукты на ощупь. «Узнай на вкус» , где дидактической задачей является упражнение детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, солёный, горький) . «Кто как кричит» . Научить детей различать животных по внешнему виду и издаваемым звукам. «Мои друзья» . Целью данной игры является закрепление знаний детей о домашних животных (как выглядят, что едят) . Тема природы широко отражается в настольно – печатных играх. Дети с удовольствием играют в игры «Кто что ест» (чем питаются домашние животные, «Когда это бывает» (времена года и сезонные природные явления, «Прыгает, летает, плавает…» (способы передвижения, «Зоологическое лото» (классификация животных, правильное называние, «Что где растёт» (классификация овощей и фруктов и их произрастание, «Мамы и малыши» (животные и их детёныши) .

Очень много подвижных игр, в которых кроме основной цели развития движений решается и задача ознакомления детей с природой . Дети с удовольствием играют в такие подвижные игры, как «У медведя во бору» , «Лохматый пес» , «Солнышко и дождик» , «Сова» , «Воробышки и автомобиль» , «Кот и мыши» .

Множество сюжетно-ролевых игр, направленных на знакомство с окружающим миром, природой, предметным миром. Например, «Собираемся на прогулку» , «Магазин» , «Парикмахерская» , «Шоферы» , «Строители» , «Семья» , «Детский сад» , «Дочки-матери» и мн. др.

Еще одно средство познавательного развития детей – это информационно-коммуникационные технологии.

Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте.

Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства , компьютеры) для работы с информацией.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие) .

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные , творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности , которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка .

Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.

Значительно возрастает интерес детей к занятиям , повышается уровень познавательных возможностей .

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей , помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

Существует 4 группы информационно-коммуникационных технологий :

1 группа – это тематические презентации, включающие в себя информационно-познавательные материалы на различные темы ознакомление с окружающим миром, природой, родным краем, трудом взрослых, профессий и т. д. Например, «Угадай, кто – животные Африки» (знакомство с животными жарких стран) ; «Светофорчик» (знакомство с сигналами светофора и правилами дорожного движения) ; «Детям о воде» (познакомить с водой в природе , где встречается, что бывает там, где нет воды).

2 группа – это игры, используемые в индивидуальной работе с детьми на закрепление счёта предметов, количества, свойств предметов, классификации и т. д.: «Волшебные загадки» , «Мышонок и числовые домики» и др.

3 группа – это материалы ИКТ используемые при под готовке к образовательной деятельности, проведении интеллектуальных и познавательных игр , викторин, КВН : «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» , презентации по русским народным сказкам.

4 группа – это материалы ИКТ используемые в работе с детьми и родителями : Консультации для родителей и педагогов : «Ребёнок и компьютер» , «Как и зачем играть с детьми» , «Учим рассказывать» , «Скоро в школу» ; Тематические фильмы, видеоролики : «День матери» , «Защитники Отечества» , «8 марта» и др.

Таким образом, средствами познавательного развития являются познавательно -исследовательская деятельность, проектная деятельность, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии.

Активизация познавательной деятельности учащихся.

Способы, методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся

Принципы активизации познавательной деятельности учащихся. Факторы, побуждающие учащихся к активности

Активизация познавательной деятельности учащихся. Уровни познавательной активности учащихся

Активизации познавательной деятельности учащихся

Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся.

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а, следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачей к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение.

Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью.


Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

· готовность выполнять учебные задания;

· стремление к самостоятельной деятельности;

· сознательность выполнения заданий;

· систематичность обучения;

· стремление повысить свой личный уровень и другие.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией .

Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе.

Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

· отстаивать свое мнение;

· принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

· ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

· рецензировать ответы товарищей;

· оценивать ответы и письменные работы товарищей;

· заниматься обучением отстающих;

· объяснять более слабым учащимся непонятные места;

· самостоятельно выбирать посильное задание;

· находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

· создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

· решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Можно утверждать , что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

Современные требования к высшей школе определяют необходимость создания единой комплексной программы совершенствования методов обучения. В этих условиях особое внимание обращается на методы, активизирующие познавательный процесс.

Центральным понятием в решении этого вопроса является понятие активизация учебной деятельности , под которой понимается целеустремеленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование такого содержания, форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, активности, творческой самостоятельности учащихся в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применения их на практике.

Активность учащихся в обучении — это волевое действие, деятельное состояние, характеризующее усиленную познавательную деятельность личности.

Активность проявляется в различных видах деятельности и бывает внешняя и внутренняя.

Внешняя (моторная) активность легко определяется преподавателем, так как ее признаки ярко выражены — учащийся деятелен — на лекциях конспектирует, на практических занятиях - отвечает и решает, на лабораторных - выполняет опыты.

Внутренняя (мыслительная) активность характеризуется тем, что предполагает наличие внешней активности. Но, кроме того, ей присущи специфические признаки — напряженность умственных сил, мыслительных действий и операций — анализа, синтеза, сравнений, обобщения.

Высший уровень активности — творческая активность — это стремление проникнуть в сущность изучаемых вещей и явлений, способность вносить элементы новизны в способы выполнения учебного задания.

Развитие творческой активности связано с активизацией учебной деятельности учащегося, которую осуществляет преподаватель.

Активизация познавательной деятельности требует от педагога умелого руководства познавательной деятельностью, понимания целесообразность применяемых форм, методов и средств обучения.

Решение проблемы активизации познавательной деятельности требует:

— разработки приемов и способов, способствующих активизации познавательной деятельности,

— вооружения преподавателей этими методами и приемами, т.е. активизации деятельности самого преподавателя,

— создания условий для активной учебной работы, научного поиска учащихся, вооружения их способами и приемами активного мышления.

К понятию активизации познавательной деятельности примыкает понятие интенсификации обучения — изыскание возможностей передачи учащимся возрастающего объема информации при неизменной продолжительности обучения.

Интенсификация обучения рассматривается сегодня как одна из кардинальных задач развития всей системы образования. Идет поиск путей, которые позволили бы повысить темпы обучения, не снижая требования к качеству занятий обучаемых. Решение этой задачи требует внедрения более совершенных, научно обоснованных методов руководства учебно-познавательной деятельностью, мобилизирующей творческие способности личности.

По способу организации обучения выделяются :

— активные методы обучения,

— традиционные — информационные, сообщающие, которые мы с вами рассматривали на предыдущей лекции.

Под методами активного обучения понимается совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые обладают по сравнению с традиционными методами, следующими основными особенностями.

1. Принудительная активизация мышления и поведения учащихся, т.е. их вынужденная активность.

Суть этой особенности в том, что каждый учащийся непрерывно побуждается к активной деятельности, не может не быть активным, независимо от того, желает он этого или нет.

2. Достаточно длительное время вовлечения всех учащихся в активное обучение (практически на протяжении всего занятия).

Таким образом, активность учащегося не кратковременна, носит не эпизодический характер. Поэтому можно говорить о сопоставлении периода активной работы на занятии учащегося с периодом активной деятельности на том же занятии преподавателя или обучающей машины.

Уровни познавательной активности

Первый уровень - воспроизводящая активность .

Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

Второй уровень - интерпретирующая активность .

Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Третий уровень - творческий .

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

«Формирование познавательной активности учащихся на уроках».

Согласно стандартам второго поколения очень важно развивать у младших школьников умение учиться, т. е. формировать универсальные учебные действия. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Познавательная активность заставляет искать и находить решение проблем в окружающей ребенка действительности, которые, на первый взгляд, кажутся неразрешимыми. Познавательная активность человека не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому, работая над её формированием и развитием у учащихся, мною были изучены и проанализированы условия, способствующие её развитию и активизации у младшего школьника:

Обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы, т. е. обеспечение понимания того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться;

Исключение поверхностного оценивания итогов предыдущей работы и в момент актуализации знаний;

Комбинирование различных форм организации учебной работы, определение их места на каждом этапе занятия;

Обсуждение результатов деятельности и применение придуманных самими детьми упражнений и заданий;

Обучение младших школьников рациональным способам умственной работы;

Эмоциональная насыщенность занятия, «взволнованность» самого педагога (создание доброжелательного и эмоционального фона в работе педагога и учеников; положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активность);

Стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности учащихся со стороны педагога;

На каждом занятии ребенку должна быть предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии) для осознания значимости достигнутого результата деятельности;

Организация домашнего задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками.

Каждой педагогической технологии должна быть присущая опора на определенную научную концепцию. Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию. Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения предметных знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.


Технологии, используемые в работе:
- технология проблемного обучения;
- игровая технология;
- ИКТ;
- здоровьесберегающие технологии.
Методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- исследовательский;
- проблемное изложение;
- поисковый
- метод проекта.
Формы работы:
- общеклассная;
- парная;
- индивидуальная.
Средства деятельности:
- словари и энциклопедии;
- технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся;
- раздаточный и дидактический материал;
- печатные пособия;
- икт презентации.

Проблема развития познавательной активности в различных аспектах рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Она нашла свое отражение в трудах Б.В.Ананьева, А.Л.Леонтьева, Л.И.Божович, Г.И.Щукиной, Н.Г.Морозовой, В.А.Крутецкого.

Наиболее полное освещение имеющиеся подходы к проблеме формирования познавательной активности получили в трудах Г.И.Щукиной, где проблема исследовалась в общедидактическом масштабе, и Шамовой Т.И.

В трудах ученых-педагогов была рассмотрена структура познавательной деятельности школьника, ее функции, методы и приемы активации, критерии и уровни познавательной активности и самостоятельности.

С целью развития познавательной активности младшего школьника можно использовать средства.

1.Технология проблемного обучения позволяет формировать познавательные интересы учащихся. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе является учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Проблемно-диалогическое обучение предполагает использование индивидуальной, парной, фронтальной форм обучения

2. Игровая технология. Ведь переход от игровой деятельности, к учебной происходит очень болезненно. Детям тяжело сконцентрировать свое внимание, у них еще нет целенаправленной деятельности к учению, а утомляемость повышается. В своей практике использую разнообразные предметные дидактические игры: например, «Рассели животных в домики», «Чьи детёныши?», «Рыболов», «Веселый счет», «Какое слово лишнее?», “Цепочка слов”, «Назови одним словом»,

Для развития познавательного интереса у учащихся можно использовать занимательный материал: загадки, пословицы, ребусы, кроссворды, задачи в стихах, головоломки, задания на сообразительность, логику. Дети с удовольствием решают эти творческие задания. Расширяется кругозор, развивается и обогащается речь детей.

3. Современным средством формирования устойчивой положительной мотивации учения считаю использование Информационно - коммуникационных технологий. Их активное внедрение на различных уроках в начальной школе способствует, во-первых, осознанному усвоению знаний учащимися, во-вторых, помогает развивать метапредметные умения учащихся: ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. В результате на уроках я использую разные формы применения ИКТ:· презентации;· тренажёры;· физминутки;· тесты;· развивающие игры ;· музыкальное сопровождение уроков;· использование возможностей Интернет сообществ;

4. Помимо информационно-коммуникационных технологий на каждом своем уроке не забываю применять элементы здоровьесберегающих технологий: это снижение нагрузок на уроках, дозированные домашние задания, физкультминутки, смена позиций учащихся, динамические паузы, беседы и КВН на валеологические темы.

5. Ещё одним современным и развивающим средством познавательной активности считаю коллективные способы обучения. КСО - такая организация учебного процесса, при котором обучение осуществляется путем общения в «динамических парах» (со сменным составом), когда каждый учит (проучивает) каждого. Активное взаимодействие учащихся с учителем и друг с другом облегчает усвоение материала.

Проблема развития познавательной активности волновала великих педагогов и психологов в различные времена. Так, например, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Руссо Ж-Ж определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию. Вклад в её изучение внесли: П. Я.Гальперин, Г. А. Цукерман, Л. А.Венгер, Д. Б.Эльконин, В. В.Давыдов и др. Современные отечественные педагоги и психологи Занков Л. В., Лозовая В. И., Тельнова Ж. Н., Щукина Г. И. и многие другие также большое внимание уделяют изучению особенностей познавательной деятельности и способов ее активизации у младших школьников. Идея заключается в развитии познавательной активности учащихся на уроках средствами развивающих упражнений, использованием игровых моментов. Вовлечение в активную работу всех учащихся происходит путём развития познавательных функций. Методы и приёмы обучения, средства, которые развивают познавательный интерес у учащихся с отклонениями в умственном развитии на уроке и во внеурочной деятельности:

Принцип преемственности;

Работа в парах;

Использование задач практического содержания;

Проблемное обучение

Дифференцированный подход;

Использование занимательного материала;

Дидактические игры;

Использование ИКТ;

Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процессе творчества на уроке являются:

Игровая деятельность;

Создание положительных эмоциональных ситуаций;

Проблемное обучение.

Е. Н. Лекомцева, А. С. Пикин

Формирование познавательной активности младшего школьника

В статье представлена характеристика программы «Планета радости», которая рассчитана на учащихся начальных классов. Целью программы является создание условий для развития познавательной активности младшего школьника, эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни, искусства. Познавательная активность младших школьников является важным фактором улучшения и одновременно показателем результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию.

Ключевые слова: познавательная активность, младший школьник, внеурочная деятельность, программа, потребности, интерес.

E. N. Lekomtseva, A. S. Pikin

Formation of the Younger School Student"s Informative Activity

The characteristic of «the Planet of Joy» programme which is designed for pupils of primary classes is presented in the article. The purpose of the programme is to make conditions for development of the younger school student"s informative activity, the emotional and valuable relation to the world, the phenomena of life, art. Younger school students" informative activity is an important factor of improvement and at the same time an indicator of effectiveness of the training process as it stimulates independence development, a search and creative approach to master the education content, induces to self-education.

Keywords: informative activity, younger school student, extracurricular activities, programme, requirements, interest.

Новая парадигма образования рассматривает формирование субъектной позиции ученика как одно из необходимых условий развития обучающегося. В младшем школьном возрасте понимание субъекта связано с такими качествами его личности, как активность, самостоятельность, способность действовать.

Термин «активность одни ученые отождествляют с деятельностью, энергичностью, динамичностью, другие - с результатом деятельности, третьи рассматривают активность в более широком, чем деятельность, смысле» .

В рамках нашего исследования мы опираемся на мнение А. Н. Леонтьева, для которого активность - понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов - раздражителей .

В младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является учебная, поэтому актуально рассматривать термин «активность» в сочетании с другим понятием - «познавательная».

Сегодня «познавательная активность» интерпретируется в трудах Г. И. Щукиной, В. С. Ильина, Т. И. Зубковой, Т. И. Шамовой. Авто-

ры рассматривают это понятие с позиции качества деятельности ученика, направленной на достижение учебно-познавательной цели.

Наиболее интересное, на наш взгляд, определение познавательной активности дает Э. А. Красновский: «проявление всех сторон личности младшего школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения» .

Так, возникает проблема развития интереса в контексте разнообразной деятельности учащихся, которая позволяет формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.

На основании теоретических исследований Д. Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта . Согласно точке зрения А. Н. Леонтьева, познавательная активность побуждается потребностью младшего школьника . Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии

© Лекомцева Е. Н., Пикин А. С., 2017

с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

Анализ научной литературы и практического опыта формирования познавательной активности позволил определить структуру познавательной активности: эмоциональная сфера, волевая сфера, мотивационная сфера, содержательно-процессуальный компонент и компонент социальной ориентации.

Познавательная активность младших школьников является важным фактором улучшения и одновременно показателем результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию. Внеурочная деятельность является составной частью организации образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.

Внеурочная деятельность понимается сегодня, как целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, формирования у них потребности к участию в социально значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, участии в содержательном досуге .

Для формирования познавательного интереса младшего школьника в рамках исследования создана программа внеурочной деятельности «Планета радости», составленная на основе следующих нормативно-правовых документов:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) (утвержден приказом Минобр-науки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357).

Концепция развития дополнительного образования детей Российской Федерации (утвержденной 4 сентября 2014 г. № 1726-р)

План мероприятий на 2015-2020 гг. по реализации Концепции развития дополнительного

образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (утвержденный 24 апреля 2015 г. № 729-р).

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014 г. Регистрационный № 33660).

Программа рассчитана на обучающихся начальной школы (6-11 лет). Этот период является наиболее важным для развития эстетического восприятия, творчества и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни, которое закрепляется в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

В начальной школе у младшего школьника развиваются формы мышления, которые обеспечивают дальнейшее усвоение различных знаний, развитие мышления. В учебной деятельности младшего школьника

складываются такие частные виды, как письмо, чтение, работа на компьютере, творческая деятельность и др.

Важным является процесс переключения с семьи и детского сада на школу, то есть у школьника происходит смена главенствующих авторитетов, среди которых главным становится учитель начальных классов. Игровая деятельность, наряду с учебной, у учащихся начальных классов остается ведущей. Учитывая данное обстоятельство, учителю следует использовать возможности самоорганизации и самодисциплинирования ученика, которые стимулируются групповыми играми, любопытством, самопроизвольно появляющимся интересом ко всевозможным творческим занятиям. Такие проявления нужно поддерживать, развивать, подсоединять к системе педагогически организованных и целенаправленных дел.

Программа «Планета радости» направлена на социально-культурное самоопределение, творческую самореализацию личности ребенка, ее интеграцию в систему мировой и отечественной культуры, является средством формирования отношения ребенка к действительности, нравственного и умственного воспитания личности.

Цель программы: создание условий для развития познавательной активности младшего школьника, эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни, искусства.

Заложить основы организации содержательного досуга;

Познакомить с историей и разновидностями театрального, музыкального и циркового искусства;

Развивать интеллектуальную и эмоциональную сферы личности обучающегося, творческий потенциал;

Сформировать интерес к театральному, музыкальному, цирковому искусству, к естественным наукам;

Приобщить обучающихся к краеведческой деятельности;

Развивать у обучающихся потребность в постоянном пополнении своих знаний, повышать культурный уровень;

Воспитывать нравственные качества, дисциплинированность, ответственность, коллективизм.

Режим занятий имеет следующую вариативность: занятия можно проводить 1 раз в неделю (за год 36 часов) и 2 раза в неделю (за год 72 часа) в зависимости от интереса детей, общей учебной нагрузки.

Форма проведения занятий: групповая.

При отборе содержания учитывается структурно-системный принцип, при котором изучаемый материал выстраивается с постепенным усложнением. Однако в процессе усвоения материала детьми педагог может варьировать порядок и последовательность тем в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями восприятия детьми содержания программы.

Виды занятий:

Занятия-экскурсии, позволяющие расширить образовательное пространство обучающегося, способствующие развитию их двигательной активности.

Литературно-творческие занятия. Здесь приобретается способность выразить желаемое языком театра, кино - это прослушивание и инсценирование сказок, просмотр мультфильмов, кинофильмов, сочинение историй.

Занятия по изобразительной деятельности - это создание рисунков после посещения театра, экскурсий, изготовление декораций, не-

обходимых по сценарию, изготовление кукол и

При проведении занятий могут быть использованы различные методы работы.

Методы проведения занятий: беседа, рассказ, игра, практическая работа, самостоятельная работа, защита творческих работ, мини-концерт, консультация.

Методы контроля: консультация, защита творческих работ, выступление, выставка, презентация, участие в конкурсах творческих работ.

Технологии, методики:

Уровневая дифференциация;

Проблемное обучение;

Моделирующая деятельность;

Поисковая деятельность;

Информационно-коммуникационные технологии;

Здоровьесберегающие технологии.

В рабочей программе спланирована деятельность по формированию УУД: личностных, регулятивных; познавательных, коммуникативных.

Для осуществления образовательного процесса по программе «Планета радости» необходимо следующее:

Подборка видеофрагментов;

Подборка печатных изданий и материалов СМИ, интернет;

Компьютер, мультимедиапроектор.

Результаты работы младшие школьники будут

представлять на специально организованных «конкурсных» защитах творческих работ и творческих проектов.

Программа содержит следующие разделы: «Весь мир - театр», «Путешествие в прошлое», «Образовательные туры по уголкам нашей Родины», «Музыка души», «Жизнь под куполом. Творчество и интеллект», «Удивительное рядом».

Раздел «Весь мир - театр» предполагает изучение театрального искусства, видов театра, правил поведения в театре. Кроме того, предусмотрено не только посещение спектаклей, с последующим обсуждением, но и постановка спектаклей силами участников программы.

Раздел «Путешествие в прошлое» знакомит с особенностями музейного дела, готовит к экскурсиям в музеи, созданию передвижного классного музея.

Раздел «Образовательные туры по уголкам нашей Родины» включает в себя краеведческие экскурсии.

Изучая раздел «Музыка души», дети посещают музеи музыкального искусства, концертный

зал филармонии. Младшие школьники идут туда, где звучит музыка.

Раздел «Жизнь под куполом. Творчество и интеллект» разбит на две части - «Цирковое искусство» и «Планетарий» - и предполагает посещение цирковых представлений и интерактивных лекций в планетарии, составление устных высказываний например, на тему «С каким животным и почему я бы хотел выступать, если бы стал артистом цирка».

Раздел «Удивительное рядом» завершает учебный год образовательным событием - встречей с художниками, учеными, артистами и другими известными людьми.

Таким образом, формирование познавательной активности младшего школьника, эмоционально-ценностного отношения к миру осуществляется посредством его включения в разнообразные виды деятельности, которые интересны и занимательны для него, а значит -приносят радость и удивление.

Библиографический список

1. Зубкова, Т. И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. И. Зубкова. - Екатеринбург, 1993. - 24 с.

2. Ильин, В. С. Формирование личности школьника: целостный процесс [Текст] / В. С. Ильин. - М. : Педагогика, 1984. - 144 с.

3. Красновский, Э. А. Показатели в образовании [Текст] / Э. А. Красновский // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 5. -С. 53-57.

4. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Смысл, 2001. - 511 с.

5. Марцинковская, Т. Д. История детской психологии [Текст] : учебник для студентов пед. вузов / Т. Д. Марцинковская. - М. : ВЛАДОС, 1998. - 272 с.

6. Реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности [Текст] : методические

7. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников [Текст] / Т. И. Шамова. - М. : Педагогика, 1982. -209 с.

8. Щукина, Г. И. Проблема познавательной потребности в педагогике [Текст] / Г. И. Щукина. - М. : Педагогика, 2001. - 351 с.

9. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте [Текст] / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 2001. -№ 4. - С. 6-20.

Bibliograficheskij spisok

1. Zubkova, T. I. Formirovanie poznavatel"noj aktivnosti slabouspevajushhih uchashhihsja nachal"nyh klassov : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / T. I. Zubkova. - Ekaterinburg, 1993. - 24 s.

2. Il"in, V S. Formirovanie lichnosti shkol"nika: celo-stnyj process / V. S. Il"in. - M. : Pedagogika, 1984. - 144 s.

3. Krasnovskij, Je. A. Pokazateli v obrazovanii / Je. A. Krasnovskij // Standarty i monitoring v obrazovanii. - 2002. - № 5. - S. 53-57.

4. Leont"ev, A. N. Lekcii po obshhej psihologii / A. N. Leont"ev. - M. : Smysl, 2001. - 511 s.

5. Marcinkovskaja, T. D. Istorija detskoj psihologii : uchebnik dlja studentov ped. vuzov / T. D. Marcinkovskaja. - M. : VLADOS, 1998. - 272 s.

6. Realizacija variativnyh modelej setevogo vzai-modejstvija obshhego, dopolnitel"nogo i professional"nogo obrazovanija v ramkah organizacii vneurochnoj deja-tel"nosti : metodicheskie rekomendacii / pod red. A. V. Zolotarevoj. - Jaroslavl" : Izd-vo JaGPU, 2011. -312 s. S.24.

7. Shamova, T. I. Aktivizacija uchenija shkol"nikov / T. I. Shamova. - M. : Pedagogika, 1982. - 209 s.

8. Shhukina, G. I. Problema poznavatel"noj potrebnosti v pedagogike / G. I. Shhukina. - M. : Pedagogika, 2001. - 351 s.

9. Jel"konin, D. B. K probleme periodizacii psiholog-icheskogo razvitija v detskom vozraste / D. B. Jel"konin // Voprosy psihologii. - 2001. - № 4. -S. 6-20.

Лучшие статьи по теме