Биология для всех

Кто такой вождь племени. Теория вождей

В списке сказано ясно — не вернулись с боевого задания. Возможно убиты. А возможно и нет. В аналогичных документах формулировка «не вернулся с боевого задания» - такая же самостоятельная категория, как и «убит» или «умер от разрыва сердца».

Так куда же подевались три храбрых лётчика — Николай Завирохин, Григорий Безобразов и Иван Даценко? О Завирохине и Безобразове сведений не сохранилось, а вот Иван Даценко, пилот того бомбардировщика, оказался человеком у себя на родине знаменитым. И не только на родине.

Он родился на Полтавщине, возле Диканьки, в селе Чернечий Яр 29 ноября 1918 года. У него были брат Василий, и сестра Дарья. Отец их часто болел, и дети росли весьма самостоятельными, потому что мать потеряли рано. Иван хорошо учился и окончил после школы зооветеринарный техникум. В 1937 году его забрали в армию. В те годы шла полным ходом подготовка к большой войне, с которой мало кому суждено было вернуться. Требовались кадры грамотных офицеров. Иван с братом попали в Чкаловское лётное училище в Оренбурге. К началу войны оба были весьма опытными пилотами. Василий летал на истребителях, и в 1943 году погиб в воздушном бою. Иван попал в бомбардировочную авиацию, потери которой в военных действиях всегда на порядки меньше, чем в других родах войск. Не потому что пилоты уклоняются от боя, но потому, что бомбардировщик идёт на большой высоте, часто ночью, и относительно мало страдает от обстрела.

Иван, однако, зарекомендовал себя опытным пилотом со стальными нервами. Его несколько раз посылали за линию фронта на бомбардировку обьектов в глубоком тылу немцев. По документам выходит, что в 1942 году он несколько раз бомбил Кенигсберг, Тильзит, Брест. Он бомбил немецкие войска в Сталинградском котле. Летом 1942 года он и его экипаж нанесли бомбовый удар по немецкому аэродрому под Орлом. Самолёт был изрешечён ответным огнём немцев, Даценко раздробило ногу, но он довел горевшую машину до линии фронта, чтобы ребята успели выпрыгнуть над своей территорией. И только после того, как экипаж выпрыгнул, он прыгнул сам.

Так что полученное 18 сентября 1943 года звание Героя Советского Союза он заслужил полностью. 213 боевых вылетов — это вам не фунт изюма. Но и наград, кроме Золотой Звезды к званию Героя, у Даценко было в наличии — Орден Боевого Красного Знамени, Орден Ленина, медаль «За оборону Сталинграда». Что-то крайне важное делал на войне экипаж Ивана Даценко. За простое бомбометание таких орденов не давали.

В апреле 1944 года последовал тот самый ночной налёт на железнодорожный узел возле Львова, с которого экипаж Даценко не вернулся. Однополчане писали матери и сестре Ивана, что не верят в его гибель, слишком опытный был пилот… После войны в родном селе Даценко установили мраморную доску. Его именем назвали местную пионерскую дружину. В селе в его память был организован мемориальный музей. Хотели переименовать в его честь одну из улиц села. Но вот этого уже не получилось — воспрепятствовало районное начальство. Безо всяких обьяснений. Как у нас умеют — не надо, и все. Нецелесообразно.

Сомнений в том, что Иван геройски погиб, у семьи не было. Простой народ вообще бесхитростен и доверчив. Никому и в голову не пришло запрашивать какие-то документы о погибшем брате и сыне в Министерстве Обороны. А зря. Потому что документов о Герое Советского Союза Иване Даценко сохранилось удивительно мало. Все связанные с ним бумаги НКВД забрало из его части уже через неделю после того ночного налёта. Впрочем, если бы семья и узнала об этом, ничего кроме лишних переживаний это бы не принесло.

В 1967 году в Канаде, возле Монреаля происходила грандиозная выставка «Экспо-67». Сейчас уже и трудно представить, что это такое было, а павильоны этой выставки используются в Монреале до сих пор. Для возведения выставочной площадки был построен искусственный остров на реке Святого Лаврентия. 28 миллинов тонн скальной породы уложили в русло. Выставку посетили лидеры многих стран, огромное количество гостей самого разного ранга, знаменитостей, специалистов и, конечно же, разведчиков. Потому что, как сформулировал в своей блестящей книге «Аквариум» офицер ГРУ Виктор Суворов — ни одна выставка на планете, будь то книжная ярмарка или конкурс золотых рыбок, не происходит без посещения её рыцарями плаща и кинжала.

Советский Союз демонстрировал на той выставке достижения космонавтики, но кроме того на выставку приехало множество советских танцевальных коллективов, музыкальных ансамблей и артистов. И вот один из них, знаменитый чеченский танцор Махмуд Эсамбаев, исполнил танец Огня перед премьер-министром Канады Лестером Пирсоном. Пирсон был потрясён и хотел отблагодарить артиста за доставленное эстетическое наслаждение. Эсамбаев спросил Пирсона — а нельзя ли посмотреть на настоящие танцы американских индейцев, ему, как танцору, это было бы крайне интересно. Премьер организовал для советской делегации поездку в резервацию индейцев-ирокезов, что расположена к югу от Монреаля на территории провинции Онтарио, и частью — на территории США.

Индейцы долго развлекали советских гостей своими плясками и красочными нарядами, а потом к Эсамбаеву подошёл рослый индейский вождь в полном облачении и с традиционным убором из орлиных перьев на голове. Звали его Проникающий Огонь, Penetrating Fire. Эсамбаев, который как и все советские граждане в ту пору, языкам был не обучен, пытался что-то сказать на ломаном английском. И в ответ услышал на ласково-певучем украинском: «Здоровеньки були! Ласкаво прошу до мого вигвама!» Ошарашенный Эсамбаев стал расспрашивать вождя, откуда он может знать украинский, на что вождь отвечал, что сам он — с Полтавщины, зовут его — Иван Даценко, что вот, тесть его, вождь племени, умер, а он женат на дочке вождя, дети у них… Вышла его жена-индианка, она тоже говорила по-украински, вождь приказал жене подать галушки и горилку, сели, выпили… Далее вождь Иван предложил Махмуду спеть, тот застеснялся, и к общему окончательному обалдению советской делегации, вождь, его жена, их дети и ещё пара индейцев грянули «Розпрягайте, хлопци, коней…». Иван пел и плакал. Потом уже Эсамбаев стал расспрашивать его, не хочет ли он домой, на Украину. «На колинах би повз, — отвечал вождь Проникающий Огонь, — та не можно мене…"

Впоследствии они переписывались. Эсамбаев послал Ивану фотографии его села и дома. Иван отвечал «брату Махмуду», что построил себе в резервации точно такой же дом, поставил плетень, посадил подсолнух. На фотографиях привезённых Эсамбаевым, Дарья Даценко сразу узнала брата. Не вернувшегося с задания 19 апреля 1944 года…

Вскоре после встречи с Эсамбаевым, вождя Проникающий Огонь посетил и советский посол в Канаде, товарищ Шпедько. В те годы советский посол в буржуазной стране без специальной санкции руководства и не перекрестившись в КГБ минимум 55 раз, не имел права встречаться с кем-либо из местных жителей, да тем более из бывших военнослужащих РККА, пропавших без вести в 1944 году подо Львовом. И если такая встреча состоялась, то был к ней посол хорошо подготовлен. Чтобы доехать из Оттавы до резервации на реке Святого Лаврентия, надо было потратить три-четыре часа времени в один конец. И не к каждому соотечественнику, оказавшемуся за кордоном, посол поедет. Посол с премьер-министрами общаться привык… И разговор состоялся, видимо, непростой. Хотя сам Иван Фадеевич Шпедько простенько так рассказывает, как они с вождём Иваном во время встречи хорошенько выпили горилки. На этом его рассказ и обрывается. О чём посол беседовал с заблудшим пилотом бомбардировщика на самом деле, осталось тайной.

Вся переписка Эсамбаева с вождём племени ирокезов якобы сгорела во время штурма Грозного в 90-е годы. Сам Эсамбаев в последние годы жизни вообще отказывался говорить на эту тему. Дарье Даценко сообщили в 2002 году из Украинского Красного Креста, что вождь Проникающий Огонь умер. Ни его жены, ни его детей она никогда не встречала.

Владимир Семёнов, работавший советником советского посольства в Канаде в 1967 году, писал впоследствии, что Иван Даценко выпрыгнул всё же из горящего самолёта и угодил в плен к немцам. Потом был в американской зоне оккупации, и оттуда с потоком беженцев попал в Канаду. В Канаде он работал недалеко от резервации, познакомился с индианкой. Было ему 27 лет от роду, рослый крепкий парень приглянулся и девушке. Она оказалась дочерью вождя племени. Ну и… Семёнов потом наводил справки о Даценко у канадского сенатора индейского происхождения, и удалось выяснить, что действительно, белый иноплеменник был взят в племя в качестве менеджера по туризму; племя доверило ему быть «подставным вождём» на различных торжественных мероприятиях и шоу, которые проходили на территории резервации. И женат он был на дочери настоящегог вождя.

При кажущейся естественной простоте, против этой версии есть много возражений.
В 1944 году советского пилота с бомбардировщика немцы живым бы в плен не взяли. После опустошительных бомбардировок Германии союзниками, попавших к ним в руки пилотов бомбардировщиков немецкие солдаты казнили тут же, причём часто мучительной смертью.

Совсем не просто стать индейцем и попасть в племя. Конечно, в наше время канадское законодательство протаскивать лапу орла под кожей испытуемого никому не позволит, и тем не менее — живут индейцы замкнуто, а к белым людям относятся недоверчиво и часто недружелюбно. А уж тем более маловероятно добиться, чтобы тебя, белого иноплеменника, избрали вождём. Что-то и здесь не так. Версия о «менеджере по туризму», изложенная Семёновым, ближе к истине.

Зачем к вождю ездил советский посол? И почему Даценко, если это только был он, не попытался наладить связь с сестрой хотя бы уже в 90-е годы, пока ещё был жив?

Куда летел мглистой ночью 19 апреля 1944 года без радиста на борту бомбардировщик с тремя отчаянными советскими офицерами, уже не раз выполнявшими секретные приказы?

Почему в 1967 году «неможно было назад» Герою Советского Союза? Ведь звания и наград его никто не лишал, то есть по линии секретных служб и советского правосудия к нему претензий не было.

Вопросов больше чем ответов. Возможно, что-то прояснится, когда станут более доступными архивы Министерства Обороны и российских секретных служб. Хотя, как сказал один умный человек — много было таких операций, что останутся секретными на веки вечные. Ясно одно — это не последний рассказ о храбром хлопце из-под Полтавы и одиссее его жизни.

К позднему был связан с появлением избыточного продукта и системы его перераспределения. Такая система в этнографической литературе получила наименование престижной экономики , так как перераспределение происходило в форме даров. Дарения происходили во время особых торжеств, на которые одна община приглашала членов других.

Чем больше человек дарил, тем выше был его статус как в своей общине, так и за ее пределами. Люди, стремившиеся ко все большему и большему престижу, начали создавать системы отношений, в которых они дарили не только созданное ими самими, но и полученное от других людей. Такие системы могли охватывать всех членов позднепервобытной общины, а люди, стоявшие в центре таких систем, становились единоличными лидерами общины.

Для обозначения мужчин, пользующихся большим авторитетом и влиянием и фактически являющихся предводителями своих общин в этнографической литературе используется термин «бигмен ». Статус бигменов сначала не наследовался, но затем в определенных родственных группах возникала тенденция к монополизации бигменства. Однако соперничество между отдельными бигменами (часто между сыновьями одного отца) и связанная с этим сегментация кланов делали такие родственные группы нестабильными.

Но если бигменом в принципе мог стать любой, то вождем мог стать только человек, принадлежавший к определенному узкому кругу, вхождение в который определялось происхождением. Только наследственная передача власти вождя могла обеспечить надежную передчу опыта руководства в бесписьменном обществе и гарантировала, что новый носитель власти будет наделен харизмой . Наследственное лидерство было известно уже на стадии раннепервобытной общины (например, у части аборигенов Австралии и бушменов), но скорее как исключение. Затем наследование власти стало правилом.

Сначала ни бигмены, ни вожди не эксплуатировали своих соплеменников. Но затем они начали использовать свой статус для собственного обогащения. Например, у меланезийцев , когда с ними познакомились европейцы, вожди, как правило, не получали никаких приношений, но, ведая богатствами общин, широко использовали их для собственного обогащения. У маори вожди уже получали от рядовых общинников «дары», и их земельные наделы были больше наделов других общинников. На Фиджи вожди пытались претендовать на земельную собственность общин. На островах Тонга вся земля рассматривалась как собственность вождей, а простым общинники несли в их пользу обязательные повинности и под угрозой смерти им запрещалось переходить от одного землевладельца к другому. Так складывались феодальные отношения.

Таких вождей в литературе обычно называют родоплеменной знатью или родоплеменной аристократией . Власть вождей была особенно велика тогда, когда они одновременно были военными и (или) религиозными лидерами (жрецами). В первом случае в их распоряжении были военные дружины , во втором - религия как средство идеологического и психологического воздействия.

Военные предводители могли происходить из среды как родоплеменной знати, так и прославленных воинов-простолюдинов. С увеличением частоты войн в период разложения родового строя военные предводители нередко оттесняли на задний план или совсем вытесняли других лидеров. Например, у индейцев-ирокезов в XVIII веке два традиционных военных предводителя из племени сенека из второстепенных лидеров сделались главными.

Реже общины возглавляли жрецы, но зато очень часто вожди присваивали себе также и религиозные функции, тем самым освящая, сакрализуя свою власть. Во многих обществах считалось, что вожди обладают сверхъестественной благодатью и являются связующим звеном между высшими силами и простым народом.

Сначала вожди возглавляли лишь одну общину, но затем появились вожди, возглавлявшие вождества , объединявшие несколько общин. Власть в вождестве могла быть как аристократической, так и военной; часто она была сакрализована (так называемые сакральные вожди и вождества), яркий примером чего являются предгосударственные образования Полинезии и Тропической Африки.

Ссылки

  • Юрий Семёнов. Переход от первобытного общества к классовому: пути и варианты развития. Часть I из scepsis.ru
  • Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества: Учеб. для вузов по спец. «История».- М.: Высш. шк., 1990

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Вождь" в других словарях:

    вождь - вождь, я … Русский орфографический словарь

    вождь - вождь/ … Морфемно-орфографический словарь

    Военачальник, воевода, командир, главнокоман дующий, фельдмаршал, предводитель, глава, главарь, распорядитель, атаман, регент Ср. . См. властитель, правитель … Словарь синонимов

    Всех времён и народов. Публ. Устар. Патет. И. В. Сталин. Дядечко 1, 96. Вождь народов [и племён]. Публ.Устар. Патет. То же. Клушина, 38. Вождь мирового пролетариата. Публ. Устар. Патет. В. И. Ленин. Новиков, 37 38 … Большой словарь русских поговорок

    См. Начальник, вождь … Библейская энциклопедия Брокгауза

    ВОЖДЬ, вождя, муж. Предводитель войска (книжн. устар. и ритор.). || руководитель общественного движения, партии; идейный руководитель. Ленин и Сталин вожди рабочего класса. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ВОЖДЬ, я, муж. 1. Глава племени, родовой общины. Совет племенных вождей. Наследственные вожди. Индейские вожди. В. краснокожих. 2. Военачальник, полководец (устар. высок.). Вожди русских полков. 3. Общепризнанный идейный, политический… … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) кого? вождя, кому? вождю, (вижу) кого? вождя, кем? вождём, о ком? о вожде; мн. кто? вожди, (нет) кого? вождей, кому? вождям, (вижу) кого? вождей, кем? вождями, о ком? о вождях Вождём называют… … Толковый словарь Дмитриева

    вождь - ВОЖДЬ, глава, лидер, руководитель, книжн. гегемон … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    М. 1. Общепризнанный идейный, политический и т.п. руководитель. отт. Идейный вдохновитель какого либо направления в области науки, литературы, искусства. 2. Предводитель племени. 3. Предводитель войска; полководец. Толковый словарь Ефремовой. Т.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

ВОЖДЬ ПЛЕМЕНИ

Лидер иджу погиб на полях сражений, и его последователи погрузились в уныние, но в 1970 г., когда закончилась Биафранская война, факел протеста против действий нефтяных компаний в дельте Нигера перешел к лидерам племени огони, о котором вскоре должен был узнать весь мир.

Территория, где проживали представители этого племени, была очень скромной по размеру в сравнении с обширными областями, занимаемыми многими другими племенами в Нигерии, и составляла немногим более 400 квадратных миль с населением около 500 тыс. человек. Огонилэнд расположен на юго-востоке дельты Нигера, к востоку от Порт-Харкорта – столицы Речного штата и самого крупного города в этом регионе. С тех пор как Shell начала работать в Огонилэнде, компании удалось добыть здесь 634 млн баррелей нефти, общей стоимостью около 30 млрд долларов. Это – огромная сумма с любой точки зрения, но длительное страдание людей огони не обернулось для них материальным вознаграждением. Напротив, большая часть их ранее плодородных земель была загрязнена сырой нефтью, что лишало местных жителей последнего источника пропитания. Здравоохранение и образование оставались здесь на зачаточном уровне, и лишь немногие счастливчики могли воспользоваться такими основными услугами, как водопровод и электричество.

Хотя под руководством постоянно менявшихся гражданских и военных правительств (из первых сорока лет независимости Нигерии от Великобритании военные находились у власти в течение тридцати из них) доля государства при распределении доходов, получаемых от производства нефти, выросла с начальных 1,5 % до 13 %, огони оставались на голодном финансовом пайке и не могли даже мечтать о получении доступа к коммунальным услугам или об осуществлении проектов развития региона. Короче говоря, ни одно из правительств не собиралось соблюдать договоренности о распределении прибыли. Справедливости ради следует сказать, что Shell в свою очередь эти договоренности признавала, но, увы, не сделала ничего для того, чтобы они соблюдались всеми договаривающимися сторонами. Компании было гораздо выгоднее дружить с действующим на данный момент правительством, поскольку только оно могло защитить ее активы во время общественных беспорядков.

К 1970 г. лидеры племени огони были настолько встревожены быстро ухудшающимся состоянием загрязняемых нефтью земель и крайней бедностью своих соплеменников, в то время как местные ресурсы делали других людей сказочно богатыми, что написали совместное письмо военному губернатору Речного штата, в котором, в частности, говорилось:

Не могло бы Ваше Превосходительство уделить свое отеческое внимание и подвергнуть сочувствующему рассмотрению жалобы Ваших людей, страдания которых являются прямым результатом открытия и эксплуатации месторождений нефти и газа в регионе нашего проживания в течение последних десятилетий.

Это длинное письмо сводилось к просьбе выделить на финансирование нужд племени более справедливую долю дохода от продаж нефти, выкачанной из земли, на которой живет племя. Кроме того, в нем предлагалось обязать компанию Shell принять незамедлительные меры по очистке земли от загрязнения и, принимая во внимание будущее окружающей среды региона, устранить причины этого загрязнения. Это был жалобный крик души, на который военный губернатор Речного штата не удосужился ответить. Однако старейшины племени в то время еще не знали, какое впечатление их письмо произвело на молодого человека, служившего членом комиссии по образованию в Речном штате. Его звали Кен Саро-Вива.

Огони, хотя и были малочисленным народом в регионе, населенном огромными племенами, никогда не испытывали недостатка в храбрости и смелости. Эти природные качества их характера в свое время уже причинили немало проблем британцам, когда в 1914 г. им пришлось посылать военную миссию, чтобы подчинить племя своей власти. События того года приобрели для страны особое значение: именно тогда Нигерия, будучи колонией, все же получила задатки суверенной нации.

По свидетельствам людей из племени огони, Кен Саро-Вива был невысок и не отличался крепкой фигурой, но обладал прекрасными ораторскими способностями в сочетании с огромным интеллектом. Кроме того, ему придавала силы любовь со стороны множащегося числа последователей, видевших в этом человеке пламенного борца против погрязшего в коррупции беспомощного правительства и всесильного бизнеса, который в погоне за наживой продолжал насиловать землю их предков, безнаказанно увеличивая масштаб загрязнений.

С точки зрения Shell, Саро-Вива был нарушителем спокойствия – человеком, чьи действия управлялись жаждой заработать себе политический авторитет, который не стеснялся эксплуатировать проблемы племени огони в своих личных интересах. Фактически он был государственным служащим, но, кроме этого еще писателем, журналистом и политическим активистом, который сумел привлечь всеобщее внимание к проблемам своей страны; в конечном счете его трагическая судьба отразилась в газетных заголовках мировой прессы.

Саро-Вива никогда не сомневался, что проблемы его народа начались в 1914 г., когда Нигерия попала в тесные объятия Британии. В своей политической биографии «Месяц и один день: дневник арестанта» (A Month and a Day: A Detention Diary) он сформулировал обвинительный акт британским административным мерам, применяемым в отношении представителей племени огони: «Мы были задавлены иностранными административными структурами и загнаны во внутренний колониализм Нигерии».

Несмотря на то что этот комментарий выглядит заурядным высказыванием африканского националиста, он содержит вполне справедливое осуждение применяемой европейскими колонистами практики разделения и объединения племен в своих административных целях. Однако игнорирование того факта, что неприятности племени огони начались задолго до прибытия британцев, грешит против истины. Еще до того как лавина империализма накрыла берега Западной Африки, объявление рабства вне закона привело к столкновениям между местным населением в борьбе за земельные участки, подходящие для культивирования. Именно дефицит плодородных земель вынудил племя предпринять рискованное переселение вглубь лесов Дельты. Основной метод расчистки земли опирался на старую африканскую практику «выжигания»; в результате ее применения тонкий слой земли, на котором еще можно было что-то вырастить, становился нестойким, и во время сезона дождей часто просто смывался, открывая песчаную почву, мало подходящую для выращивания зерновых культур.

Эта неэффективная технология использовалась здесь и в XX веке, вплоть до момента прибытия в страну в начале 1950-х гг. сотрудников Shell. Они значительно ускорили деградацию местных земель созданием терминалов, насосных станций, трубопроводов и заводов, которые слишком часто выбрасывали ядовитые вещества, окончательно загрязняя местные земли и ручьи. В довершение экологических бед последовали огорчения экономического плана, поскольку местные племена фактически были отстранены от участия в разделе извлекаемого из их земли богатства.

Огони, хорошо понимая, что стали жертвами безобразного союза между коррумпированным правительством, находящимся в далеком Лагосе, и транснациональной компанией, бессовестно и невозмутимо занявшейся разграблением их недр, искали лидера, который смог бы сделать так, чтобы протестующий голос их племени был, наконец, услышан. В Кене Саро-Виве они увидели именно такого человека, лидера, который готов начать борьбу.

Кампания, инициированная Кеном Саро-Вивой в 1990 г. от имени доселе никому не известного национального меньшинства, и выведенная этим маленьким, внешне слабым человеком (его рост составлял чуть больше 5 футов при условии, что он был обут в сапоги) на международный уровень, напоминала борьбу Давида с Голиафом.

Однако он был способен привлечь настолько серьезное внимание международной общественности, что уже через несколько недель после основания им Движения за спасение племени огони (Movement for the Survuval of the Ogoni People, MOSOP) об этом движении и лично о Саро-Виве узнали президенты, премьер-министры, коронованные особы Европы и несметное число организаций, занимающихся защитой глобальной окружающей среды.

Но, несмотря на то, что проблемы огони горячо обсуждались во всем мире, в Нигерии ничего не менялось, и представители племени все так же оставались обделенными при распределении прибыли, приносимой выкачиваемой и загрязняющей их земли нефтью. Саро-Вива упорно продолжал свою борьбу, и в 1990 г., том же самом, когда было основано MOSOP, его книга «На мрачной земле» (On a Darkling Plain) была опубликована в нигерийской столице, Лагосе.

Этой книгой Саро-Вива существенно расширил границы своей борьбы за права огони против правительства, отказывающегося от выполнения договоренностей, предусматривающих выделение племени хотя бы некоторой части доходов от экспорта добытой на их земле нефти, и против Shell, продолжающей причинять непоправимый ущерб землям, на которых живут его люди. Он бросил вызов нигерийскому истеблишменту, поставив под сомнение легитимность принципов создания страны, ее управления и подняв вопрос о попустительстве национальными лидерами экологическому ущербу, наносимому Нигерии транснациональными компаниями.

Это было весьма эффектным вызовом самой сути процессов глобализации, нашедшим отклики по всему миру. Обращаясь к сложностям, сопровождавшим образование нигерийского государства, которые, по его мнению, определили дальнейшее неумелое решение национальных вопросов и масштабной коррупции, охватившей все уровни власти («Коррупция в Нигерии так широко распространена по той причине, что здесь это – одно из самых простых занятий»), Саро-Вива сообщал своей аудитории:

Существование страны в виде федерации, в которой одни этнические группы разделены административными границами, а другие искусственно объединены в единое административное образование, создает предпосылки для будущих внутренних конфликтов и войн.

Но сейчас особое возмущение Саро-Вивы вызывало лишение людей огони законных прав собственности и разрушающее воздействие на их земли всех нефтяных компаний, и Shell – в частности:

Несправедливая система распределения доходов, неизменно дискриминационная политика сменяющихся федеральных властей и нечувствительность нигерийской элиты к нуждам граждан превратили дельту Нигера и ее окрестности в зону экологического бедствия и ожесточили ее жителей…

Если книга Кена Саро-Вива заставила встревожиться военных и вызвала ярость руководства Shell, то после написания им всего одной статьи у него появились очень серьезные враги на самом высоком уровне власти. Эта статья, написанная им для нигерийской газеты Sunday Times в июне 1990 г., содержала обвинения военных губернаторов двух штатов страны в коррупции, и в результате давления, оказанного на владельцев газеты, ее было решено не публиковать. Это решение возмутило Саро-Вива, но он ничего не мог с этим поделать. В своей последней статье в Sunday Times, которую он назвал «Предчувствие войны в Дельте», он в резкой форме набросился на своего старого врага – компанию Shell, – излив на нее весь свой гнев. Статья появилась в первой редакции, но по официальному требованию была изъята из окончательного варианта номера.

«Люди племени огони, – писал он, – лицом к лицу сталкиваются с компанией Shell, которая ведет безжалостную расистскую политику, развивая и поощряя своими действиями нигерийский этноцентризм». Затем он обращался с призывом к военным лидерам страны:

Размер пошлины, выплачиваемой землевладельцам за право разработки нефти на их территории, и схемы распределения дохода должны быть пересмотрены. Граждане, проживающие в нефтеносных областях, должны быть представлены в советах директоров нефтяных компаний, ведущих разведку на их землях, а национальные объединения – владеть некоторой долей акций нефтяных компаний, работающих на их территории. Наконец, необходимо разрешить жителям дельты Нигера участвовать в прибыльной продаже сырой нефти. Только таким способом можно избежать зарождающейся здесь катастрофы.

Столь громкий вызов заканчивался жалобным воплем: «Слышит ли меня хоть кто-нибудь?»

Это была последняя статья, которую Саро-Виве разрешили опубликовать возмущенные военные чины и руководители нефтяной компании, но дальнейшие события доказали, что люди прислушиваются не только к своим официальным лидерам. Консервативно настроенные руководители огони были готовы публично заявить о том, что для успокоения нарастающего общественного волнения следует предпринять некоторые действия. Это стало заметной поддержкой для движения, которому Саро-Вива был теперь полностью предан.

26 августа 1990 г. местные руководители собрались на совет в деревне Бори, столице Огонилэнда. После долгого обсуждения, в котором Кен Саро-Вива выступал в качестве основного докладчика, был провозглашен «Билль о правах племени огони», что вызвало еще большую ярость военных лидеров страны в Лагосе и тревогу среди исполнительных директоров Shell в Гааге и в Лондоне. Принятый на совете документ не мог оставить этих людей равнодушными: он содержал такие требования, как установление исполнительной автономии для Огонилэнда, осуществление прямой политической власти, автоматическое право управления всеми природными ресурсами и незамедлительное принятие мер, направленных на охрану здоровья людей и предотвращение дальнейшей экологической деградации земли.

Вскоре сбылись самые худшие опасения Shell. 30 октября в Дельте впервые состоялась общественная демонстрация, направленная против деятельности компании. Shell, которая была заранее проинформирована о намерениях протестующих, обратилась к полицейскому руководству Речного штата с просьбой предоставить защиту для сотрудников компании и оборудования, принадлежащего Shell. Подобное обращение не могло быть оставлено без немедленного ответа, и против демонстрантов направили мобильный полицейский отряд специального назначения, носящий угрожающее название «Убей и иди». В результате отряд убил 80 человек и разрушил множество домов. Это была карательная операция, которая привлекла потрясенное внимание всего мира, и действия полиции получили резкое осуждение со стороны базирующейся в Лондоне организации «Международная амнистия».

Перед лицом столь нежелательного международного внимания управляющий страной правительственный военный совет создал комиссию по расследованию этих событий, и она быстро пришла к заключению, что специальный отряд полиции Речного штата продемонстрировал «пренебрежение к жизням и собственности граждан». Все произошедшее не только потрясло Саро-Виву, но и привело его к выводу о том, что реакция таких организаций, как «Международная амнистия», имеет немалый вес, и эти общественные институты могут сыграть важную роль в привлечении международного внимания к проблемам племени огони. Это было весьма актуально, учитывая, что на родине Саро-Вива был полностью лишен возможности публиковать свои статьи в средствах массовой информации, давление официальных властей закрывало ему доступ и к радиостанциям страны. В результате нигерийскому правозащитнику приходилось прибегать к внешней помощи для обеспечения информационной поддержки своей кампании, а также для публикации выступлений против военной элиты, разбогатевшей на нефтяных доходах страны, и международного коммерческого гиганта, компании Shell. Он считал, что Shell была не просто замешана в коррупции, поразившей командный состав нигерийской армии, но и стала одним из главных ее виновников.

Саро-Вива написал дополнение к «Биллю о правах племени огони»: «Без вмешательства международного сообщества правительство федеративной республики Нигерии и этнического большинства будет продолжать свою вредоносную политику до тех пор, пока представители племени огони не будут полностью уничтожены».

Развивая в интересах своей борьбы активность за пределами страны, он установил формальные отношения с экологической организацией Greenpeace, провел переговоры с секретариатом «Международной амнистии» в Лондоне, встречался в Женеве с представителями общественной организации UNPO, защищающей права национальных меньшинств. Но, без сомнения, самым значительным достижением Саро-Вивы следует считать привлечение внимания западной прессы, радио и телевидения. Осенью 1992 г. в результате грамотно организованного паблисити на телевизионные экраны вышел документальный фильм, в котором однозначно подчеркивалось, что тяжелое положение огони стало следствием опустошительной деятельности нефтяных компаний (особенно Shell), и указывалось, что обсуждение сложившего положения должно быть внесено в международную повестку дня.

Год 1992-й имел особое значение для проводимой кампании протеста, в рамках которой в декабре этого года Саро-Вива направил нефтяным компаниям письменный ультиматум. В нем содержалось требование не позднее чем через 30 дней осуществить выплату репараций за причиненный Огонилэнду экологический ущерб, который был предварительно оценен в 4 млрд долларов. Кроме того, компании должны были заплатить дополнительно 6 млрд долларов в качестве налогов и лицензионных платежей за нефть, добытую в данном регионе. В то время как это обращение получило широкую огласку в Нигерии и за ее пределами, оно было проигнорировано и нефтяными компаниями, и военными лидерами страны.

Но инициативы Саро-Вивы и его неустрашимая храбрость вызывали все большие симпатии среди консервативных руководителей огони, даже тех из них, кто ранее относился к его антиправительственным выступлениям с тревогой и недоверием.

Одним из этих новых сторонников был влиятельный член властной элиты огони доктор Гаррик Леттон. На открытом заседании, посвященном проблемам огони, которое привлекло внимание сотен тысяч людей, он выступил с обвинительной речью. Обращаясь к собранию в январе 1993 г., Леттон сказал:

Мы проснулись, чтобы обнаружить нашу страну опустошенной агентами смерти, которые называют себя нефтяными компаниями. Наш воздух и земли полностью загрязнены, наша вода отравлена, а флора и фауна фактически истреблены. Мы просим о восстановлении нашей природы и об обеспечении базовых жизненных потребностей, таких, как вода, электричество, образование. Но прежде всего мы просим о соблюдении нашего права на самоопределение, чтобы мы могли получить контроль над нашими природными ресурсами и состоянием окружающей среды.

После символического захвата одной из производственных площадок Shell, который провели молодые сторонники Саро-Вивы, он воспользовался случаем, чтобы объявить эту компанию персоной нон грата на всей территории, занимаемой племенем огони. Столь вызывающая декларация и захват собственности компании вызвала негативную реакцию со стороны старших руководителей огони, особенно тех, чья склонность к консерватизму, заставляла их быть осторожными. Многие из них считали, что растущая поддержка, которую получили призывы Саро-Вивы, могла привести к серьезным неприятностям.

Признаки наличия противоречий внутри движения стали проявляться все более явственно. Действительно, уже через несколько дней после подписания «Билля о правах племени огони» шестеро подписавших его руководителей послали сообщение о полной своей лояльности военному губернатору Речного штата и, что еще более примечательно, представителям компании Shell. К тревоге Саро-Вивы и его последователей эти руководители дали и губернатору, и Shell гарантии того, что любые демонстрации протеста впредь не повторятся.

Но это уже не могло остановить дальнейшей политизации проблемы. Журналисты и телевизионные команды продолжали прибывать в Дельту, где Саро-Вива и его сторонники, число которых постоянно росло, показывали им яркие примеры нефтяных загрязнений. Посещавшие регион защитники окружающей среды обследовали местные нефтяные месторождения. В своих отчетах они подтверждали факты обширного загрязнения территории, вызванного действиями нефтяных компаний, и фактически полного разрушения большей части традиционных для огони источников средств к существованию: сельского хозяйства и рыбной ловли. Кроме того, подобно своим коллегам по несчастью, проживающим в городке Порт-Артур в далеком штате Техас, местные жители жаловались гостям на то, что в результате круглосуточного сжигания токсичного сырья воздух, которым они дышали, был отравлен. Они также указали примеры того, как просачивающаяся из нефтепроводов нефть во многих случаях стекала в местные ручьи и реки, убивая там все живое.

Столь серьезное международное внимание вызвало тревогу и среди высших чинов военного правительства страны, и в длинных и запутанных коридорах власти Shell. Компания теперь слишком хорошо понимала, что ситуация стремительно ухудшается, и на это придется как-то реагировать… В результате она предложила правящей в стране военной хунте свои услуги по организации секретного наблюдения за Кеном Саро-Вивой, его основными последователями и организацией MOSOP. От такого предложения военные лидеры в Лагосе не могли отказаться, и, как и ожидало руководство Shell, они его приняли.

Но затем случилось то, чего так боялись вожди огони. 30 апреля 1993 г. во время проведения на местности работ по расчету маршрута прохождения нового трубопровода, который специалисты Shell безжалостно запланировали проложить через сады жителей деревни Биара, работники компании столкнулись с ожесточенной толпой демонстрантов.

Компания немедленно обратилась к военным с просьбой восстановить общественный порядок. В результате последующей конфронтации, которая продолжалась на протяжении трех дней, местные жители были усмирены. Один человек был застрелен силами безопасности, еще одиннадцать – серьезно ранены. Этот инцидент вновь обострил вопрос присутствия нефтяных компаний в дельте Нигера, и вожди огони снова поспешили продемонстрировать правительству и руководству Shell свою лояльность, опять пообещав, что подобные демонстрации не будут повторяться в будущем, и попросили принять соответствующие меры для усмирения MOSOP и ее сторонников.

Эта просьба вполне вписывалась в рамки проводимой Shell секретной операции по наблюдению за Кеном Саро-Вивой и его движением, результаты которой передавались военным лидерам страны. Теперь их действия были поддержаны официальным руководством огони, заявившим, что «беззаконные действия некоторых связанных с MOSOP элементов вызывают всеобщий гнев и абсолютное неодобрение». Согласно газете Nigerian Tide, вожди огони в своем письменном обращении дали властям гарантии, что поддержат «любые действия правительства, направленные на защиту жизни и собственности невинных гражданских жителей».

Инцидент в Биаре вскрыл наличие острых противоречий между традиционными «отцами народа» и радикалами, многие из которых были совсем молоды и потому расценивались влиятельными кругами огони как горячие головы, способные к тому, чтобы развязать насилие. Кроме того, новую жизнь получили и подозрения вождей в отношении интеллигенции в лице Саро-Вивы.

Все эти опасения получили практическое подтверждение, когда вслед за их обращением к военным лидерам страны с просьбой урезонить MOSOP их собственные дома были атакованы разбушевавшейся молодежью. В результате многие вожди, представляющие старшее поколение племени, опасаясь за свою жизнь, сбежали в более безопасный Порт-Харкурт.

Дальнейшие последствия инцидента в деревне Биара, который по общему признанию стал отправной точкой трагедии, привели Кена Саро-Виву на эшафот.

В его отсутствие (он отправился в Европу, где пытался обеспечить своему движению дальнейшую поддержку) исполнительный совет MOSOP начал переговоры с правительством и Shell с целью решения вопроса о выплате финансовых компенсаций семье убитого сельского жителя, раненым и всем тем, чьим домам во время инцидента был причинен ущерб. Компания Shell обещала, что выплатит единовременную компенсацию в размере 1 млн найр (приблизительно 4 тыс. фунтов) семье убитого и раненым, а также рассмотрит возможность осуществления компенсационных выплат тем жителям, по земле которых пройдет трубопровод компании. Это предложение, однако, вступало в силу только в том случае, если жители деревни одобрят строительство трубопровода.

Узнавший о переговорах Саро-Вива послал домой срочное сообщение о том, что соглашение не должно быть подписано до тех пор, пока не будет получено экспертное заключение о воздействии, которое окажет на окружающую среду строительство трубопровода. Пока его послание находилось в пути, переговоры завершились, и их участники со стороны MOSOP вернулись из Порт-Харкурта в Биару. Единству MOSOP был нанесен очередной удар. Сообщение о достигнутом соглашении было встречено жителями Биары с горячей враждебностью, его детали вызвали многочисленные возражения, указывающие на то, что сумма в 1 млн найр была совершенно неадекватной платой за смерть, ранения и разрушения, жертвами которых стали местные жители. Но группа переговорщиков MOSOP не была готова вернуться за стол переговоров с новыми требованиями: они полагали, и не без оснований, что правительство и Shell расценят это как признак слабости и новое доказательство отсутствия единства внутри оппозиции.

Опасения были не напрасными, и правительство, немедленно воспользовавшись возможностью развить свое преимущество, а также той информацией, которую агенты Shell предоставляли ему по результатам своего наблюдения за Саро-Вивой, усилили личное давление на этого лидера неподконтрольной территории, постоянно задерживая его в Лагосском аэропорту, откуда он совершал свои вылеты за границу. Один такой инцидент произошел во время его отлета в Вену, где он собирался принять участие в конференции по правам человека под эгидой ООН. В этом случае у него просто отобрали паспорт.

Это произошло в июне 1993 г., накануне президентских выборов, с помощью которых военные руководители страны хотели на законных основаниях удержать власть в своих руках и повысить свою репутацию в глазах международной общественности. Предотвращение участия Саро-Вивы в конференции, организованной ООН, было признано не самым удачным ходом, поэтому ему все же разрешали покинуть страну. Однако сам факт задержания был ясным намеком на то, что должно произойти в скором будущем, и новым доказательством, если они еще требовались, того, что правительство и, конечно, компания Shell намерены обрезать Саро-Виве крылья.

В итоге президентские выборы привели не только к его аресту, но и к полному размежеванию внутри MOSOP. Исполнительный комитет задолго до выборов принял решение об их бойкоте; такая резолюция была предложена Саро-Вивой, но встретила ожесточенное сопротивление внутри движения. Тем не менее резолюция была принята большинством голосов, и выборы, состоявшиеся в стране 12 июня, были проигнорированы на территории Огонилэнд. Но эта акция протеста дорого обошлась MOSOP и ее основателю…

Агрессивно настроенная молодежь вновь пошла на радикальные меры, чего так опасались многие консервативные члены и руководители движения. На пути к избирательным участкам были установлены блокпосты, где желающие участвовать в выборах граждане задерживались и подвергались угрозам физической расправы. И вновь консервативные руководители огони, пытавшиеся поощрить население к участию в выборах, столкнулись с угрозами, поступавшими в их адрес со стороны более радикальных членов движения, особенно его молодежного крыла. Действия консерваторов, согласно оценке Саро-Вивы и его сторонников, были продиктованы стремлением «прогнуться перед организаторами выборов, что должно рассматриваться как провокация и прямой вызов существованию MOSOP».

Все это способствовало развитию нестабильности ситуации, что, в свою очередь, вело к дальнейшей эскалации насилия и распространению волнения среди местных жителей. В то же время военные лидеры страны были настроены весьма решительно и пошли на осуществление радикальных мер, среди которых было последовавшее спустя десять дней после закрытия избирательных участков решение об аресте Кена Саро-Вивы. Оно вызвало общественные протесты на всей территории Огонилэнда и разбило MOSOP на две противоборствующие фракции.

Стремительно ухудшающаяся ситуация таила в себе вполне определенную угрозу общественному порядку и стала предметом острых дебатов между разбившимися на два лагеря противниками и сторонниками Саро-Вивы, последние из которых заявляли, что те, кто поддержал участие в выборах, – наемники Shell. В итоге военные лидеры страны направили в Бори, где находился дом основателя MOSOP и центр его поддержки, силы безопасности.

Мир Кена Саро-Вивы начал рушиться. Движение, которому он отдал столько сил и времени, ослабевало с уходом каждого старшего члена MOSOP. Некоторые из них утверждали, что Саро-Вива должен нести персональную ответственность за силовые акции, осуществляемые от имени организации, и особенно за факты физического запугивания, применяемого ее молодежным крылом. Все это послужило сигналом к началу борьбы за власть внутри MOSOP, но худшее было еще впереди…

Спустя всего два месяца после ареста Саро-Вивы, его опасения в отношении того, что масштабное разграбление природных ресурсов Огонилэнда, сопровождаемое разрушительными действиями Shell, причиняющими столько горя местным жителям, рано или поздно приведет к насилию в дельте Нигера, получили реальное воплощение. Именно эти опасения он так красноречиво выразил в Лагосе на приеме, посвященном выходу его книги «На мрачной земле».

Даже теперь, спустя 11 лет, все еще неизвестно, кто были люди, совершившие варварское нападение на поселение огони. Однако есть множество свидетельских показаний, утверждающих, что они прибыли в Огонилэнд по реке Андони на десантных катерах, очень похожих на те, что использовались силами безопасности во время их нападения на Бори – родную деревню Саро-Вивы – всего двумя месяцами ранее. На этот раз целью нападавших была расположенная в прибрежной полосе деревня Каа, куда они принесли смерть и разрушение.

Это был не первый случай, когда люди огони были атакованы неизвестными вооруженными бандами. Подобное нападение произошло всего месяцем ранее, в июле, когда были убиты около 100 мирных жителей. Тот факт, что в обоих инцидентах нападавшие были вооружены современным оружием, включая минометы и ручные гранаты, дает основания полагать, что эти люди были представителями сил безопасности страны. Военное правительство приписывало оба нападения к межплеменному конфликту, что категорически опровергалось, как непосредственно подвергшимися насилию людьми огони, так и другими племенами, проживающими в этом регионе.

На протяжении всего 1994 г. правительство продолжало возлагать вину за конфликт на огони и использовать сложившуюся ситуацию для оправдания полицейских и военных вторжений на территорию племени. Все это свидетельствовало о том, что на верхнем уровне власти, причем не только военной, было принято политическое решение, имевшее целью разжечь межплеменной конфликт, позволяющий оправдать применение силы для восстановления правопорядка в регионе, ответственность за который можно будет возложить на огони. Явным признаком такого решения было и то, что прежде, чем силы безопасности приступили к проведению военных операций на территории огони, все военнослужащие – уроженцы этого региона были переведены на другие места службы. Это было сделано для того, чтобы при проведении зачисток на их родине эти солдаты не повернули оружие против своих командиров. Не вызывает сомнений, что истинной целью этих операций по восстановлению законности были Кен Саро-Вива и члены MOSOP.

Почти наверняка можно утверждать, что Shell, деятельности которой в Огонилэнде серьезно мешала создавшаяся ситуация, заявила правительству, что для продолжения своей работы в регионе компании необходимы гарантии безопасности. Подтверждением тому служит последовавшее вскоре решение Shell прекратить свою деятельность в мятежном регионе до тех пор, пока там не будет полностью восстановлен правопорядок. Власти были очень обеспокоены подобным развитием событий, и 12 мая 1994 г. военному губернатору Речного штата лейтенант-полковнику Дауду Мусе Коме поступил официальный приказ, поставивший все на свои места. В этом приказе в частности говорилось: «Деятельность Shell в регионе не представляется возможной без проведения безжалостной военной операции для обеспечения компании благоприятных условий для работы». Этот же приказ требовал установить усиленное наблюдение за «лидерами огони» и незаконными визитами в регион активистов иностранных экологических и правозащитных организаций. Далее следовала инструкция, из которой следовало, что обращения к нефтяным компаниям за финансовой поддержкой этих оперативных мероприятий будут поддержаны. Речь шла о финансировании, факт которого Shell вначале энергично отрицала, но впоследствии все же была вынуждена подтвердить.

События развивались стремительно, и скоро для Кена Саро-Вивы последовала развязка. Всего через несколько дней после получения приказа лейтенант-полковник Комо предпринял весьма эффективные меры для того, чтобы создать невыносимые условия для деятельности MOSOP. Саро-Вива, который лишь недавно был освобожден из-под стражи, отправился на собрание в Огонилэнд, но по дороге его автомобиль был остановлен силами безопасности. Ему приказали разворачиваться и возвращаться домой. Саро-Виве оставалось лишь подчиниться. При этом он не знал, что совсем неподалеку от того места, куда он направлялся, состоялась другая встреча, в которой приняли участие те руководители огони, которые не разделяли взгляды радикально настроенных членов MOSOP и самого Саро-Вивы. В числе собравшихся были давний политический оппонент Саро-Вивы Эдвард Кобани и его брат Мохаммед, Сэмюэль Орадж – бывший член специальной комиссии по Речному штату, его брат Теофилус Орадж и еще один консервативный активист, Альберт Бади, который также постоянно выступал против радикальных действий. Зато об этой встрече стало известно членам молодежного крыла MOSOP, которые прибыли к месту проведения собрания своих оппонентов и потребовали, чтобы те вышли к разгневанной толпе. Установить точную последовательность событий уже невозможно, известно лишь, что в результате нападения четверо из мужчин скончались.

На следующий день, 22 мая 1994 г., Кен Саро-Вива снова был арестован. На пресс-конференции, состоявшейся в тот же самый день, по сведениям американской организации борцов за права человека, лейтенант-полковник Комо очень ясно дал понять, кого именно он обвиняет в этих убийствах, и добавил, что отдал распоряжения об аресте всех, кто был причастен к нападению: «Руководство MOSOP, которое было частью этой игры, должно быть арестовано».

Военные лидеры страны давно ждали столь подходящего повода для проведения поистине зверскихрепрессий. В течение двух месяцев, последовавших после убийства четырех руководителей, было атаковано около 60 деревень и убито приблизительно 50 человек. Отчеты правозащитников об этих нападениях изобиловали кровавыми подробностями:

Отряды врывались в города и деревни, стреляя наугад, когда сельские жители бросилась бежать, чтобы укрыться в ближайшем лесу. Солдаты и мобильная полиция штурмовали здания, выламывая двери и окна. Сельские жители, которые попадались им на пути, включая детей и стариков, жестоко избивались, от них требовали уплаты неких «взносов» (взяток), некоторых тут же расстреливали. Многие женщины были изнасилованы. Перед тем как покинуть поселения, солдаты собрали все деньги и продовольствие, которые смогли найти.

Прежде чем Саро-Вива был официально обвинен, прошли восемь долгих месяцев, и в течение всего этого времени он был лишен возможности встречаться со своими адвокатами. Но худшие события были все еще впереди.

Военное правительство страны установило декретом, что лидер огони должен предстать не перед гражданским судом, а перед специальным трибуналом, имеющим право на вынесение смертного приговора, который не может быть обжалован. Саро-Вива был, наконец, официально обвинен 28 января 1995 г., и только после этого ему было разрешено консультироваться со своими адвокатами. При этих встречах часто присутствовал полковник Пол Окунтимо, командующий отрядами специального назначения в Речном штате, человек, склонный к жестокости и применению запугивающих методов.

Саро-Вива и другие руководители MOSOP, которые были арестованы, утверждали, что во время заключения подвергались избиениям со стороны охранников и что большую часть времени их держали прикованными, не говоря уже о скудности питания и отказе в медицинской помощи. Поведение трибунала, составленного из двух судей и армейского офицера, было настолько непоследовательным и так мало было похоже на справедливое судебное разбирательство, что защитники Саро-Вивы приходили в ужас. Известный юрист, специалист по защите прав человека Гани Фоехинми, возглавлявший группу адвокатов, был настолько возмущен тем, каким образом в течение шести месяцев велся данный процесс, что в знак протеста подал в отставку. Действительно, некоторые из свидетелей обвинения позже дали под присягой письменные показания о том, что получили от должностных лиц вознаграждение за лжесвидетельство против Саро-Вивы. Фактически трибуналу не было представлено никаких достоверных доказательств того, что Саро-Вива замешан в убийствах своих оппонентов.

В своем отчете о судебном заседании, названном «Огони: борьба продолжается» (Ogoni: The Struggle Continues), Всемирный совет церквей увековечил для потомков последние слова Саро-Вивы, обращенные к трибуналу: «У меня нет никаких сомнений в конечном успехе начатого мной дела, независимо от того через какие испытания и несчастья придется пройти мне и тем, кто пойдет со мной. Ни тюремное заключение, ни смерть не могут помешать нашей окончательной победе».

То, каким образом был организован и проводился данный трибунал, вызвало осуждение во всем мире. В июне 1995 г. выдающийся юрист, член королевской гильдии адвокатов, Майкл Бернбаум, вынес свой приговор этому судилищу. «Я считаю, что нарушения фундаментальных прав человека, идентифицированные мною, являются столь серьезными, что любой приговор, который будет вынесен этим трибуналом, заведомо следует признать предвзятым и несправедливым».

Когда 31 октября трибунал огласил свой приговор, признав Кена Саро-Виву виновным и приговорив его к смерти через повешение, Бернбаум высказался не менее категорично:

Приговор трибунала нельзя назвать просто неправильным, нелогичным или ошибочным. Он является бесчестным и позорным. Трибунал раз за разом принимал доказательства, которые ни один опытный юрист не мог бы принять всерьез. Я полагаю, что трибунал сначала вынес свой приговор, и лишь затем подвел под него доказательную базу.

Другие, однако, не были настолько уверены в этом. Бывший президент MOSOP, доктор Гаррик Леттон, сказал трибуналу:

Саро-Вива должен быть осужден за свои проступки. Обычный лгун, человек, который использует страдания своего народа для достижения собственных эгоистичных желаний и амбиций. Человек, который готов пойти на устранение неугодных ему людей. Человек, который не должен избежать наказания за соучастие в убийстве четырех видных лидеров огони.

8 ноября военные лидеры Нигерии устами своего Временного совета подтвердили, что смертный приговор будет приведен в исполнение. Международное сообщество подняло голос протеста. Правительству Нигерии угрожали санкциями, но все было тщетно. Утром 10 ноября 1995 г. Кен Саро-Вива был закован в цепи и вместе с восемью другими членами движения отправлен в тюрьму Порт-Харкурта, где они и были повешены.

Исполнение приговора вызвало волну протестов по всему миру. В далеком Окленде, в Новой Зеландии, в самый день казни проходило заседание конференции Содружества наций. Членство Нигерии в этой организации было немедленно приостановлено. Правительства западного мира, где проходили наиболее гневные демонстрации, ввели санкции против военной администрации Нигерии, включая запреты на продажу оружия и ограничение свободы передвижения для основных лидеров хунты. Однако санкция, которая могла бы причинить этому режиму максимальный ущерб, – нефтяное эмбарго, конечно, не была применена.

На всей территории огони казнь Кена Саро-Вивы и его товарищей подняла новую волну выступлений. И снова, как и предвидел Саро-Вива, Дельта испытала новый раунд насилия, граничащего с гражданской войной, когда очередное вспыхнувшее здесь восстание, на сей раз среди племени иджу, наиболее многочисленного в регионе, распространилось со скоростью и свирепостью лесного пожара.

Хотя Shell и пыталась прибегнуть к широко распространенному среди корпораций, работающих в странах третьего мира и время от времени сталкивающихся с национальными кризисами, способу убедить общественное мнение в том, что арест, пытки и последующее судебное убийство Кена Саро-Вивы – внутреннее дело Нигерии, компания была явно потрясена и глубоко обеспокоена волнениями, начавшимися сразу после казни. По собственной оценке Shell, количество проявлений насилия в Дельте за последующие два года удвоилось. Уязвимое положение, в которое попала компания, было на руку ее противникам. Они все громче и громче высказывали свои претензии и возлагали на Shell ответственность за загрязнение страны и экологическое опустошение, а также за то, что местные жители не получают никакого дохода от продажи нефти, которая, как они искренне верили, принадлежала им по праву.

Развитие ситуации ясно указывало на то, что Shell должна ответить за свои действия. Однако ее ответ заключался в том, что вопросы финансирования регионов страны – прерогатива правительства, и что лишь оно одно ответственно за то, чтобы гарантировать, что доходы, поступающие от добычи и продажи нефти, будут направлены туда, где непосредственно ведется нефтедобыча. В отношении утечек нефти из трубопроводов Shell заявила, что их строительство велось с соблюдением всех возможных технических мер предосторожности, позволяющих предотвратить такие утечки, но даже когда они все-таки случались, работники компании немедленно прикладывали все усилия, чтобы как можно быстрее ликвидировать причины аварии. Таким образом, представители Shell делали вывод, что критики сильно преувеличивали масштаб проблемы. Затем компания пошла еще дальше.

14 ноября 1995 г., спустя всего четыре дня после казни Саро-Вивы, управляющий Shell в Нигерии Брайен Андерсон опубликовал распространенный по всему миру пресс-релиз, в котором, в частности, говорилось:

Мы полностью отклоняем предъявляемые нам обвинения в разрушительном воздействии на Огонилэнд или дельту Нигера. В действительности ситуация была слишком драматизирована. Общая площадь земель, которые мы приобрели для строительства своих нефтяных сооружений, трубопроводов и дорог, составляет всего лишь 0,3 % от площади всей дельты Нигера. В Огонилэнде мы приобрели только 0,7 % земельной площади. Эти очень незначительные цифры отражают масштаб нашей деятельности в данном регионе.

Явно под влиянием убеждения в том, что лучшей обороной служит нападение, данная тактика была вновь использована в 1998 г., когда Shell выпустила в Лондоне «Экологический бриф», главной идеей которого было возложение вины за все происходящее в дельте Нигера на местных жителей. В этом документе указывалось на «быстрый рост численности населения региона, не обеспеченный сельскохозяйственными, лесными и промышленными ресурсами». Учитывая предъявляемые компании требования, касающиеся поддержания постоянной готовности к ликвидации последствий утечек из трубопроводов, Shell обвиняла местных жителей в том, что именно они, прежде всего, ответственны за загрязнение земли, вызванное протекающим из труб сырьем.

Позже в том же году лондонский штаб компании выпустил очередное резюме под названием «Нефтяные пятна», в котором развивалась идея о том, что загрязнение в дельте Нигера вообще и в Огонилэнде в частности было прямым результатом вандализма местных жителей:

Саботаж остается существенной проблемой, несмотря на широко распространенное понимание того, что никакие компенсации в подобных случаях не выплачиваются. Обычно причиной саботажа становится желание выставить компании требования о выплате крупных сумм в виде компенсации и/или создание условий для привлечения временных рабочих из числа местных жителей для проведения мероприятий по очистке.

Такая защитная тактика опиралась на некоторую долю истины: вандализм действительно долгое время оставался проблемой. И все же утверждения компании пытались игнорировать тот факт, что официальные предупреждения о социальных и политических последствиях загрязнения, вызываемого нефтяными компаниями в Дельте, были впервые опубликованы еще двенадцатью годами ранее.

Действительно, амстердамское отделение Greenpeace озаглавило один из своих опубликованных в 1994 г. бюллетеней следующим образом: «Экологические и социальные последствия действий компании Shell для Нигерии». В нем указывалась, что Нигерийская национальная нефтяная корпорация (NNPC), которая в сотрудничестве с Shell вела добычу нефти в Огонилэнде, проявляла беспокойство еще в 1983 г. Инспекторы NNPC написали тогда в своем отчете:

Начиная с момента появления нефтедобывающей промышленности в Нигерии, более 25 лет назад, нигерийское правительство не проявляло никакого беспокойства и не предпринимало каких-либо эффективных мер, оставляя на усмотрение нефтяных операторов решение экологических проблем, сопровождающих процесс нефтедобычи. Мы засвидетельствовали медленное отравление вод этой страны, а также истребление растительности и пахотной земли нефтяными пятнами, появляющимися в результате проведения этих работ.

Из книги Человек с рублём автора Ходорковский Михаил

«ИЗ СТОЙКОГО НЕСГИБАЕМОГО ПЛЕМЕНИ» Увидел возводящийся дом, дал команду: «Снести!» Сам сел за трактор, трос натянулся, в считанные секунды стройка превратилась в груду развалин, а жителям вмиг вспомнился Макар Нагульнов. Прорабом перестройки назвала Макарова внука

Из книги Каддафи: «бешеный пес» или народный благодетель? автора Бригг Фридрих

Преимущества племени Племя – это следующая стадия семьи, поэтому у его членов такие же материальные потребности и социальные преимущества, как и у членов семьи. Из-за того что семья невелика, она не всегда может контролировать человека, поэтому его поведение вне семьи

Из книги Стихи и эссе автора Оден Уистан Хью

КУЛЬТУРА ПЛЕМЕНИ ЛИМБО По мнению туристов, племя лимбо На первый взгляд почти на нас похоже, Жилища их практически опрятны, Часы идут почти как наши, пища Почти что аппетитна, но никто И никогда не видел их детей. В наречье лимбо, по сравненью с нашим, Есть больше слов,

Из книги Газета Завтра 988 (45 2012) автора Завтра Газета

СВЯТОЙ ЦАРЬ И ВОЖДЬ-ПОБЕДИТЕЛЬ СВЯТОЙ ЦАРЬ И ВОЖДЬ-ПОБЕДИТЕЛЬ Александр Проханов 07.11.2012 Изборский клуб в моём лице был приглашён в Екатеринбург на форум, посвящённый празднику согласия и примирения Дню народного единства. Форум был созван митрополитом Кириллом и

Из книги Тайны кофе разных стран, или Кофейное путешествие по планете автора Реминный Сергей

33. ЭФИОПИЯ. Кофе в племени Мурси Самый экзотический день рождения в моей жизни… Закончить путешествие по кофейным странам нашей планеты я бы хотел рассказом о поездке в Эфиопию.Начну с основной цели своего визита - дня рождения, который я отпраздновал там.Да, был туризм

Из книги Эксперт № 25 (2013) автора Эксперт Журнал

Вождь лилипутов Гришанков Дмитрий Министр образования старательно пытается поставить российские университеты в затылок университетам развивающихся стран. Упорно не замечая, что ведущие высокотехнологичные корпорации мира оценивают их на уровне лидеров Если вы

Из книги Врата в будущее. Эссе, рассказы, очерки автора Рерих Николай Константинович

Вождь Таково предание о Чингиз-хане, вожде Темучине. Родила Чингиз-хана нелюбимая ханша. Стал Чингиз-хан немилым сыном отцу. Отец отослал его в дальнюю вотчину. Собрал к себе Чингиз других нелюбимых. Глупо стал жить Чингиз-хан. Брал оружие и невольниц, выезжал на охоту. Не

Из книги Манифесты русского идеализма автора Трубецкой Евгений Николаевич

В. Н. Муравьев Рев племени «Ревут народы, как ревут сильные воды; но Он погрозил им и они далеко побежали и были гонимы, как прах по горам и пыль от вихря». (Ис. 17, 13) «Пора сознать, что человеческий разум не ограничен той силой, которую он черпает в узком настоящем, - что в

Из книги Газета Завтра 498 (23 2003) автора Завтра Газета

В. Н. Муравьев. Рев племени 1 Цитата не из первого, а из шестого (второго, по нумерации М. О. Гершензона и в его переводе) «Философического письма» П. Я. Чаадаева. См.: Чаадаев П. Я. Сочинения и письма. Под ред. М. Гершензона. М., 1914, т. II, с. 129. Ср. перевод Д. И. Шаховского:

Из книги Нашей юности полет автора Зиновьев Александр Александрович

РУССКИЙ ВОЖДЬ 10 июня 2003 0 24(499) Date: 10-06-2003 РУССКИЙ ВОЖДЬ. Братьев по интернет-разуму "ЗАВТРА" вопрошает: ПОСЛАНИЕ Мы все ждем Вождя, но откуда придет он? Из какой общественной страты ждать его? Из какого идеологического теста будет он слеплен? Где искать его, в каких

Из книги Деньги, девки, криминал [Как компромат управляет Россией] автора Беззубцев-Кондаков Александр Евгеньевич

Вождь и массы Считается, что Гитлер обладал гипнотическим воздействием на массы. Но Сталин перед массами вообще не появлялся и редко выступал публично, а его «гипнотическое воздействие» было не меньше. Дело тут не в некоей личной способности вождя, а в самой массе - в ее

Из книги Россия в путах лжи автора Ващилин Николай Николаевич

Из племени «быков» Судьба с политиком играет, Крапленых карт ее не счесть, То вознесет, то покарает, Всё у нее в запасе есть. Игорь Иртеньев Место действия - город Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области, город шахтерской трудовой славы…Время действия - 1997 год.Скандал,

Из книги автора

Тухлый Вождь На дворе 21 век. Великий пост у православных. Скоро 2011-е Воскресение Христово! А в центре нашей Родины, у стен Кремля лежит труп Вождя. Вроде бы, все кого он вождил и соблазнил посулами и чьими руками погубил миллионы наших, ни в чём не повинных сограждан и

Из книги автора

Вождь краснорожих Олимпутинский невроз не снижает тягу российского народа к водке. Подсовывают палёнку. Лица у людей теряют свой привычный цвет северного загара и приобретают оттенок Бордо. Именно того Бордо, которое пьют умные люди и имеют нормальный цвет лица -

Все кочевые племена делились на общины, так же как оседлые делились на отдельные деревни. Каждой руководил вождь. Иногда его избирали на совете, а иногда от общины отделялась небольшая группа, к которой, если ею руководил влиятельный человек, постепенно присоединялись другие семьи. Если вождь по той или иной причине терял авторитет, последователи покидали его, и община прекращала существование. Несмотря на утверждения некоторых авторов, индейцы не имели наследственных вождей, хотя на практике сын действительно часто занимал место отца. Объяснение этому весьма банально, но не имеет ничего общего с наследованием должности. Как уже упоминалось выше, община формировалась вокруг удачливого лидера, которого, в свою очередь, поддерживали семья и друзья. Вождем не мог быть бедный человек и, соответственно, его сын изначально принадлежал к богатой семье и пользовался поддержкой этой семьи и ее друзей. Будучи сыном вождя, он постоянно находился в курсе дел общины и мог учиться у отца премудростям руководства. Но если в его характере не было черт, необходимых лидеру, путь к должности вождя для него был закрыт.

Вождь

Как люди становились вождями

Как люди становились вождями, хорошо видно из термина, которым их называли кроу , - Батсетсе, что означает Хороший Человек или Достойный Муж. Команчи на вопрос, как человек становился вождем, отвечали: «Никто не избирал его, он просто становился им». Джон Брэдбери писал в 1811 году по поводу арикаров и некоторых других племен, с которыми встречался: «Щедрость и великодушие, а скорее даже безразличие к себе - вот качества, необходимые для вождя. Желание получить или владеть большим, чем другие, считается страстью, недостойной храброго человека. Поэтому часто бывает так, что вождь является беднейшим человеком среди них». И хотя последнее утверждение не совсем верно, в целом Брэдбери удалось подметить некоторые из основных качеств, необходимых для руководства свободолюбивыми краснокожими. Очень важным качеством для избрания вождем была храбрость. Ни один индеец не последовал бы за трусливым лидером, как бы богат и щедр тот ни был. По словам сиу Белый Теленок, прежде чем человека избирали вождем, он должен был проявить себя и во многих битвах, и в мирное время. Шошоны говорили, что верховным вождем у них мог стать только храбрый человек, убивший нескольких врагов. В прежние времена, рассказывали шошоны, вождь носил палку, обернутую мехом выдры и загнутую на конце в виде крюка, которой он ловил убегающих врагов и сбрасывал их с лошади. Это высказывание едва ли говорит об обязательном атрибуте шошонского вождя, а являет собой лишь отголосок некоего боевого поступка одного из них. У кроу вождем общины мог стать только человек, проявивший себя на тропе войны и совершивший одно из четырех деяний - предводительство успешного военного отряда, кража лошади от вражеских палаток, первый «ку » на враге и выхватывание лука или ружья из рук противника. Люди, имевшие на счету одну из вышеприведенных заслуг, являлись элитой племени и составляли совет общины. Вождь общины у кроу не был правителем своего народа и большой власти не имел. Он решал лишь, когда и куда отправится его община, и назначал одно из военных обществ выполнять полицейские функции в лагере.

Верховные вожди индейских общин и другие участники совета вождей

Племя, состоявшее из общин, управлялось либо верховным вождем, либо советом вождей. Например, у конфедерации черноногих - пиеганов, сиксиков и бладов - были верховные вожди, но все важные вопросы решались на совете, в котором участвовали представители всех общин племени. Весьма необычная для Равнин структура управления племенем существовала у шайенов . Все важные племенные проблемы решались советом из 44 вождей, в состав которого входили 4 верховных вождя и по 4 вождя от каждой из 10 общин. Верховные вожди имели равные права и авторитет, тогда как остальные 40 были скорее советниками, чей авторитет распространялся только на их общины. Тем не менее их положение вызывало уважение, и люди прислушивались к ним. Нельзя сказать, что верховные вожди обладали большей властью, чем другие участники совета вождей, но благодаря своему статусу и человеческим качествам, которые позволили им занять этот пост, к их мнению прислушивались с большим вниманием, чем к мнению советников. Вожди избирались на десятилетний срок, после чего могли быть переизбраны снова. Любой из четверых верховных вождей по истечении 10 лет мог назвать преемника, которым иногда становился его сын. Выбор вождя был делом важным, и ему предшествовали серьезные обсуждения. Человек должен был быть храбр, честен, щедр, мудр, рассудителен, спокоен и т.п. Обязательства вождя были достаточно суровы, и многие отклоняли предложение занять этот почетный пост. Если вождь хотя бы раз проявлял себя не с лучшей стороны (например, ссорился с кем-нибудь, даже если ему было нанесено оскорбление), он лишался своего поста. У хикарийя-апачей , напротив, племенных вождей не было, каждая община имела своего, и только после поселения в резервацию оно стало действовать как единое племя. У команчей также не было верховного вождя или совета вождей, действующих от имени всех их племен.

Мирные и военные вожди

Не совсем верны и утверждения о разделении на мирных и военных вождей, что хорошо прослеживается на примере черноногих. Кларк Висслер писал: «Некоторые авторы утверждают, что черноногие назначали двух вождей, мирного и военного, но мы не смогли найти никаких свидетельств тому, за исключением того факта, что вождями некоторых общин были известные военные предводители, чьими услугами пользовались в критические времена». Несмотря на широко распространенное мнение, у индейцев Равнин не существовало института постоянных военных вождей. Человек был таковым только на время военного похода и только для находившихся в отряде воинов. После возвращения в лагерь он складывал с себя полномочия и становился обычным общинником. Поэтому в данной работе руководители боевых экспедиций названы предводителями военных отрядов, что более точно отражает их статус.

Бумажные и авторитетные вожди

Начав устанавливать взаимоотношения с племенами воинственных кочевников, правительство США столкнулось с проблемой отсутствия централизованной власти. На подписание договоров зачастую являлась лишь часть племени, а общины, не посетившие договорного совета, отказывались выполнять его условия, справедливо указывая на то, что вожди других общин не имеют полномочий принимать решения за них. Особенно много подобных проблем возникало с многочисленными сиу и команчами. В результате правительство стало планомерно навязывать племенам институт верховных вождей, назначая на эти должности людей, круг влияния которых, как правило, распространялся лишь на горстку друзей и родственников. Индейцы называли их бумажными вождями. Лишь к 1870-м годам стали назначаться люди, действительно пользовавшиеся среди соплеменников большим авторитетом, - например, Красное Облако у оглала-сиу и Пятнистый Хвост у брюле-сиу. Но и в этих случаях люди, недовольные политикой этих вождей, покидали их и присоединялись к другим лидерам - таким, как Бешеный Конь или Сидящий Бык , не желавшим жить в резервациях. Только после полного разгрома враждебных индейцев и их поселения в резервации бумажные вожди получили реальную власть над соплеменниками.

По материалам Ю.В. Стукалина

вождь племени у древних славян

Альтернативные описания

В Древней Руси - Вождь племени или союза племен, правитель государства, имевший постоянные вооруженные силы - княжескую дружину; высший представитель класса феодалов.

Наследственный титул

Партия оперы «Русалка» Даргомыжского

Предводитель войска и правитель области в феодальной Руси

Произведение Макиавелли

Производное грязи, если вспомнить поговорку

Дворянский титул

Титул правителя Монако

. «здравствуй, ... ты мой прекрасный!»

Титул Юрия Долгорукого

Титул, присвоенный Жоржем Милославским

Принц русских кровей

Кто такой раджа?

Титул пушкинского Гвидона

Титул идиота Мышкина

Титул Гвидона

Персонаж оперы А. Даргомыжского «Русалка»

Титул Мышкина

Выходец из грязи

Титул Александра Невского

Титул Ярослава Мудрого

Титул Юрия Долгорукова

Дворянский наследный титул

Титул Болконского

. «... Гвидон зовет их в гости» (Пушкин)

Титул Багратиона

Правитель

Правитель области в феодальной Руси

Вождь племени у древних славян

Дворянский титул

Вождь племени, правитель государства

Произведение Макиавелли

Брус, идущий по гребню кровли и скрепляющий её скаты, а также резное украшение на конце этого бруса

. "... Гвидон зовет их в гости" (Пушкин)

Кто такой раджа

М. (кон? конь? нормандское konung? как от Vicking витязь, от Pfenning пенязь?) начальник, властелин; владетель области, княжества; почетное званье некоторых дворянских родов, от владетельных князей, или жалованных почетно. Князья величаются сиятельством, а иные, в том числе владетельные германские князья, светлостию. Князь мира сею, князь бесовский, сатана. Русские князья частью потомки бывших владельных князей, частью признаны в этом звании из татарских мурз и ханов, или жалованы государями. Народ местами доныне, то шутя, то почетно, всякого татарииа клячеть князем. Князь, у тебя навозные вилы с воду свалились! Князь кормленщик, на кормлении. новг. пск. стар. взятый на службу, на жалованье, в войско, не для управы. Великий князь, встарь, повелевал уделкыми, как государь; ныне это сан всех вообще членов императорского дома, принц. По свадебным обычаям, жених и новобрачный, в день брака, князь. При именах, иногда остается без склонения. Князь Григорья; князь Ивану. Взять из грязи, да посажен в князи. Коли худ князь, так в грязь! говор. новгородцы. Князь, князек, князец, начальник инородцев сибирских, кавказских; у киргизов султане, у калмыков нойон. Князек, зверок, животное необычайной шерсти или пера, особ. белый, королек, красивый выродок, напр. белая ласточка, белый воробей, мышь, соболь; высший разбор пушного товара, одинец, самый отборный; долгий хлебный колос, полнее и выние прочих; верхнтй стык стропил и скатов, гребень, конек: резная доска по коньку; притолока на воротах; верхнее бревно под коньком кровли; матица в избе, на которой лежить накат. Княгиня ж. жена князя; молодая, в день брака. Идет княгиня: на плечах корзина, а в корзнне мякина. Княгина княжа, кошке котя, а Катерине милее свое дитя! княгина княжа (княжата), у кошки котя (котята) то же дитя. Княжна ж. дочь князя, девица. Великая княжна, незамужняя дочь члена императорского семейства. Княжда, мн. княжата, княженя, малолетний сын князя, княжяич. Князев, княжев или сокращ. княжь; княгинин, княжнин; княжатин, княжичев, ему или ей прнадлежщ.. Княжий, княжой, княжеский, стар. княженецкий, князю прнадлежщ., свойственый. Княжий стоь, обед, калужск. княжак, обед у молодого и у отца невесты; пиров этих бывает до трех. Княжая сваха, женихова. Кутить в княжью голову, зря. Душею Божьи, а телом княжьи, стар. Не держи двора близь княжа двора, не держи села блазь княжа села. Стар. княж, сокращ. прилагается к отчеству, вместо сын. Князь Петр, княж Иванов, или княж Иванов сын. Княжчина ж. стар. подать, мыт, пошлина владетельному князю. Княжницы, все княжьи доходы, все статьи дохода. Княженика, -ница, -ничка яросл. вят. княжица, княжика вологодск. влад. княжанка новг. куст и ягода Ribes arcticus, поленика, мамура, лапморошка, хохлянка, хохлуша; куст и ягода Ribes rubrum, красная смородина. Княженичкин м. куст, растен. княженика; водица, напиток из этой ягоды. Княжениковка ж. наливка на княженике. Княженичный, к ягоде этой или к растению относящс. Книжить или княжествовать, управлять княжеством. Ему плохо княжилось, неудачно княжил. Докняжить до чего. Закняжил по-своему. Недолго накняжил. Откняжил, удалился в монастырь. Покняжив недолго, прокняжив с год, умер. Княженье ср. действ., управленье княжеством; самая область, земля им управляемая; время, продолжительность этого управленья. Княжество ср. княженье, в знач. земли, области; сан, звание, достоинство княжеское. Княжек, растен. Аtragene alpinа, дикий хмедь, петров крест, ветвина, вьюнец. предлог к; см. к. Он ко всему привыкает. Не ко двору (вещь, лошадь, покупка) пришлась. Ко, ка, тка, придаточная частица, см. ка. камч. ко или ко-ко, междомет. ай, ай-ай

Лучшие статьи по теме