1892-1895 гг.
В 1892 году, в июне месяце, я приехал для поступления в Николаевское Инженерное училище в С. -Петербург, поразивший меня своим царственным величием.
Широкие и прямые, как стрела, перспективы, окаймленные высокими, художественными зданиями и запруженные густой, вечно движущейся толпой людей и бесконечной вереницей экипажей производили на меня, провинциального юношу, сильнейшее впечатление.
Казанский и Исаакиевский соборы поражали своим величием, размерами и красотой. Зимний дворец, Главный Штаб и ряд других художественных построек на Невском проспекте и Набережной восхищали меня.
Проснувшись на другой день рано утром, я решил немедленно идти в Инженерный замок, где помещалось Инженерное училище.
Это было величественное здание необычайной формы. Наружная его форма была четырехугольник, внутренний же двор имел форму шестиугольника. Он был в трех этажах с четвертым подвальным.
Перед замком была площадь, на которую выходил главный фасад замка. В середине нижнего этажа этого фасада был главный вход во внутренний двор, а большая часть верхнего этажа была украшена портиком из 12 мраморных дорических колонн. Над его большим окном в середине возвышался архитрав, а под ним, во всю длину темно-мраморного фриза, была надпись:
«Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней» большими золотыми буквами.
По карнизу вверху весь этот фасад был украшен мраморными статуями.
Почти в середине первого фасада имелся значительный выступ, увенчанный колокольней, имевшей форму шпица Петропавловского собора. Выступ был также в три этажа: в верхнем его этаже помещалась приходская церковь во имя Архангела Михаила, а по другую сторону выступа находились ворота во второй внутренний дворик, гораздо меньших размеров, чем главный двор.
В левом фасаде замка, выходившем на Фонтанку, также имелся выступ, образуемый одной, овальной формы комнатой верхнего и нижнего этажей, выдающейся вперед, и из окон его весь этот фасад мог быть фланкирован в обе стороны.
Третий фасад (задний), параллельный первому, выходил на Мойку и Летний сад. Он имел в середине широкую лестницу, ведущую со двора в первый этаж и так называемый Георгиевский зал. Средняя часть этого фасада имела подобие бастионного фронта.
Весь замок с его боковых и задних фасадов был окружен железной решеткой, образуя плац для прогулок юнкеров.
В углу между задним и левым фасадами находился еще один вход в третий внутренний дворик, тоже небольших размеров. Шагах в ста перед главным фасадом, на площади возвышался памятник Петру Великому, поставленный Императором Павлом, с надписью «Прадеду - правнук».
Через главный вход во внутренний двор замка вход в подворотню. Она вся украшена колоннами, и направо и налево шли две широкие, во всю подворотню, лестницы, ведшие в первый этаж, налево - в квартиры начальника училища и Академии и направо - в квартиру командира роты юнкеров.
В главном внутреннем дворе три входа. Первый налево - главный, парадный вход в замок, по широкой лестнице в вестибюль первого этажа. Из него прекрасная мраморная лестница поднимается до половины этажа и затем, разделяясь на два крыла, поднимается до второго этажа. Другой вход, прямо против ворот, идет в помещение юнкеров училища в первом этаже. Третий, прямо во второй этаж, в классы училища и Академии, был построен уже при мне.
Вообще весь замок давал помещения: Николаевскому Инженерному училищу, Николаевской Инженерной Академии и Главному Инженерному Управлению.
В первом этаже помещались: спальни юнкеров, зал для строевого учения, мастерские, лазарет и склад оружия и одежды. - все налево от входа, а направо - еще спальни, умывальник, комната дежурного офицера.
Во втором этаже находились классные комнаты юнкеров, библиотека и церковь юнкеров, помещающаяся в спальне Императора Павла, где он был убит.
С другой стороны от входа - еще классные комнаты, зал конференций, большой парадный зал, по стенам которого были установлены мраморные доски с именами Георгиевских кавалеров, бывших воспитанников училища и Академии, а на противоположной стене, между окнами висели их портреты. За залом - большая овальная комната и еще два - три класса. За ними начиналось помещение Главного Инженерного Управления, вплоть до главного входа.
Во многих помещениях сохранились еще следы прежней роскоши, как, например, плафон в библиотеке и в главном зале. О постройке замка сохранились предания. Уверяют, что в бытность Павла еще Великим Князем ему явился во сне ангел, повелевший построить новый дворец на месте старого дворца Елизаветы, с церковью для приходящих, что Павел и сделал. Говорили также, что число букв в надписи на фронтоне: «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней» соответствует числу лет жизни Императора.
Уверяли, что замок соединен подземным ходом с павловскими казармами, и между юнкерами были любители разыскивать этот ход. Они говорили, что вход в него находится в толстой стене, отделявшей спальню Императора от библиотеки.
С другой стороны спальни находился небольшой круглый кабинет. В стене, прилегавшей к спальне, была глубокая ниша. В ней помещалась плащаница, а в спальне была устроена церковь. На стене, над плащаницей была прибита по повелению Императора Александра 2-го мраморная доска с надписью: «Господи, отпусти им: не ведают бо, что творят!»
В Инженерном замке я подал в канцелярии прошение и получил программу экзамена. Она показала мне, что мои знания достаточны, чтобы выдержать экзамен, но в канцелярии мне сказали, что для уверенности в успехе нужно поступить в подготовительный пансион Мерецкого.
Это был преподаватель топографии, полковник. Он держал пансион, в котором подготовлял молодых людей к вступительным экзаменам в Николаевское Инженерное училище и в Институт Инженеров путей сообщения.
Пансион помещался на Стременной улице в городе и на станции Удельной, за городом. Я отправился к Мерецкому. Он категорически заявил мне, что только пройдя через его пансион я могу надеяться попасть в училище. Мне очень не хотелось этого, но я не знал, как от него отделаться. Однако, когда он сказал мне, что это будет стоить пятьсот рублей, я обрадовался и заявил ему, что не располагаю такой суммой, а лишь двумя стами пятьюдесятью рублей.
Ну хорошо, - ответил он, к моему удивлению, - я возьму с вас только двести пятьдесят, но никому не говорите об этом.
Таким образом я все же попал в пансион. Он назывался подготовительным, но в действительности подготовка была очень слаба. Приходил преподаватель математики Андрющенко, час - другой болтал с учениками и уходил. Вот и все! Жили на Удельной, часто посещали Озерки…
Я скоро увидел, что в такой обстановке далеко не продвинусь, и взялся сам за работу. Экзамен я выдержал вторым и был принят на казенный счет.
Так я сделался военным, и три года, проведенных в Инженерном училище, прошли быстро, но однообразно. Они не богаты какими-либо экстраординарными событиями, но несомненно отразились на моем культурном развитии и способствовали прочному укреплению во мне сознательной дисциплины и добросовестного отношения к обязанностям по службе и в отношениях к другим.
Инженерное училище той поры считалось «либеральнейшим» между всеми военными училищами и действительно отношения между юнкерами и их воспитателями, училищными офицерами, не оставляли желать ничего лучшего: не было никаких мелочных придирок, ни грубости в обращении, ни несправедливых наказаний. Отношения между юнкерами старших и младших классов были дружеские и простые.
Начальником училища был генерал-майор Николай Александрович Шильдер, военный инженер по образованию, но всецело отдавшийся истории и в то время уже известный историк - «жизнеописатель царей», автор биографий Императоров Павла, Александра и Николая и претендент на Аракчеевскую премию. В отношении училища он лишь «давал тон», которому следовали командир роты юнкеров полковник барон Нолькен, профессора и курсовые офицеры, соблюдая полную гармонию, без каких-либо диссонансов.
В результате, из училища выходили толковые офицеры-саперы, хорошо знающие свою специальность и сохранявшие по окончании училища в их отношениях с солдатами в батальонах то же самое справедливое и гуманное обращение, которое усвоили в школе.
Учебная часть была поставлена в училище отлично, состав профессоров - самый лучший Так, математику читали Будаев и Фитцум фон Экстед (фигурой и лицом настоящий римлянин), механику полковник Кирпичев, мосты - его брат, генерал Кирпичев, химию – генералы Шуляченко и Горбов, строительное искусство - капитан Стаценко, электротехнику - капитан Свенторжецкий, фортификацию - подполковник Величко и капитаны Энгман и Буйницкий. Атаку и оборону крепостей - генерал-лейтенант Иохер, минное искусство-подполковник Крюков, тактику - полковник Михневич и топографию - генерал-лейтенант барон Корф. Все это были профессора, хорошо известные тогда в Петербурге.
В строевом отношении училище составляло роту, командиром которой был полковник гвардейского Саперного батальона барон Нолькен, а младшими офицерами капитан Цитович, штабс-капитаны Сорокин, князь Баратов, Огишев, Веселовский, Погосский и Волков. Они же состояли и курсовыми офицерами.
Классы занимали все время до обеда, то есть до 12 часов. Затем давался отдых, за которым следовали верховая езда, работы в мастерских, гимнастика, фехтование, пение, танцы. К шести часам все кончалось и до вечерней зари еще оставалось время для приготовления уроков и чтения. В этот период я много читал, но бессистемно.
Учебный год начинался в сентябре и длился до середины мая, когда училище уходило в Усть-Ижорский саперный лагерь, в 24 верстах вверх по Неве. Там обучение стрельбе и тактические учения сменялись практическими занятиями по фортификации, военным сообщениям и строительному искусству. В этой полезной и здоровой работе проходило лето. В начале августа переходили в Красное Село, где бывало производство выпускных юнкеров в офицеры.
С самого приезда в Петербург я не переставал поддерживать дружеские отношения с моими товарищами по реальному училищу, посту
пившими в другие высшие учебные заведения Не проходило недели, чтобы мы не собирались то у одного, то у другого. Так же часто посещал я мою тетку Александру Михайловну Калмыкову, жившую с сыном Андрюшей и воспитывавшую тогда П. Б. Струве. Андрюша был студентом факультета восточных языков, а Струве на политико-экономическом, где уже считался величиной в этих вопросах.
Я с удовольствием вспоминаю всех курсовых офицеров училища. Для нас, юношей, они служили образцом корректности и справедливости по отношению к подчиненным.
Как я уже говорил, учебная часть была поставлена в училище отлично. Главным предметом была фортификация. Она преподавалась во всех трех классах, постепенно развиваясь и пополняясь. Составляя одну общую кафедру, она делилась на девять самостоятельных отделов или кафедр, и каждая читалась отдельным профессором.
Эти отдельные кафедры были:
Полевая фортификация, то есть укрепления, сооружаемые во время войны на полях сражения. Этот курс читался подполковником Величко, капитаном Буйницким и штабс-капитаном Ипатович-Горянским.
Применение полевых укреплений к местности читал капитан Кононов.
Минное искусство - штабс-капитан Ипатович-Горянский и позже капитан Д. В. Яковлев.
Долговременная фортификация читалась капитаном Э. К. Энгман.
Атака и оборона крепостей - генерал-лейтенант Иохер и капитан Пересвет-Солтан.
История осад - генерал Маслов, которого много лет спустя заменил я.
Проектирование укреплений - капитан Буйницкий.
После фортификации придавалось большое значение строительному искусству, которое читал капитан Стеценко.
Затем следовала строительная механика, читаемая полковником Кирпичевым.
Математику (диференциальное и интегральное исчисление и анализ) читал профессор университета Будаев, уже считавшийся знаменитостью.
Электротехника - капитан Свенторжецкий.
Военные сообщения - полковник Крюков и капитан Кононов.
Артиллерия, военная история, химия, физика, топография, тактика, администрация и черчение довершали программу училища.
По окончании училища юнкера производились в подпоручики инженерных войск с выпуском в саперные, железнодорожные и понтонные батальоны или в минные, телеграфные и крепостные саперные роты. Там проходили строевую службу в течение двух лет (на востоке - трех) с правом поступления в Никола-
рискую Инженерную Академию по конкурсному экзамену.
Хотя юнкера изучали все те предметы, что требовались для высшего технического образования, звания инженера они, однако, не получали. Для этого нужно было пройти Николаевскую Инженерную Академию, служившую как бы необходимым дополнением к училищу. Там главным предметом была тоже фортификация и, как в училище, она делилась на отделы, читаемые разными профессорами. Когда я несколько лет спустя поступил в Академию, то понял, что все читаемое в ней по фортификации расширяло и дополняло уже усвоенное по этому предмету в училище.
В Академии читалось:
Современное состояние долговременной фортификации (полковник Буйницкий), конструкция долговременных сооружений (полковник Арене), блиндированные установки (капитан Голейкин), история осад (генерал Маслов), постройка укреплений в горах (капитан Коханов), оборона государства и применение долговременной фортификации к обороне страны (полковник Величко), оборона берегов (капитан 2 ранга Беклемишев). Крепостная война велась несколькими профессорами фортификации с участием офицера Генерального штаба и артиллериста. Наконец главным отделом было составление проектов крепостей и фортов под руководством всех старших профессоров.
Всего было девять отделов.
После фортификации придавалось большое значение механике, затем строительному искусству, бетонным работам, земляным работам. Как по механике, так и по строительному искусству, по мостам, гидравлике и электротехнике существовали, кроме теоретических курсов, и практические работы по составлению проектов.
Таким образом несомненно, что прошедшие через училище и Академию обладали весьма обширным техническим образованием, дополненным еще и общевоенными и общеобразовательными курсами.
Еще на младшем курсе Инженерного училища я стал увлекаться фортификацией более, чем другими предметами. Меня привлекала благородная роль укреплений, служивших для сбережения жизни защитников и для помощи им в обороне. Первые понятия о возведении укреплений в полевой войне на полях битв нам преподавал подполковник К. И. Величко. Он читал нам курс «полевой фортификации» и уже начал тогда входить в известность в инженерных кругах Петербурга.
Он читал свои лекции, чертя на доске мелом, и приказал, кроме того, завести большие тетради из клетчатой бумаги и задавал нам задачи, которые мы должны были решать и затем вычерчивать в этих тетрадях. На среднем курсе училища фортификация увлекла меня еще больше благодаря прекрасным лекциям покойного полковника Э. К. Энгмана. Это был не только талантливый профессор и отличный лектор, но чувствовалось, что он любит то, чему учит нас, и этим он влиял на своих учеников.
Я искренне отдался изучению фортификации. Это было замечено полковником Энгманом, и он привлек меня к составлению альбома чертежей к его первому учебнику. По полноте содержания и ясности, а вместе с тем и краткости изложения этот учебник не имел равных, да и до сих пор он превосходит все и всех стран. Впоследствии в моих учебниках я ему подражал, но не превзошел. Поистине, ученик не может быть выше учителя.
В бытность мою в училище исполнилось 75 лет со дня его основания. Это событие было отмечено торжественным актом, на котором Главный начальник инженеров генерал-лейтенант Заботкин произнес посвященную событию речь, а вечером состоялся большой бал, собравший в училище весь Петербург. По этому поводу я написал «Исторический очерк», посвященный училищу. Это была моя первая литературная работа, увидевшая свет.
В 1895 году, уже незадолго до окончания курса и выпуска в офицеры, произошло со мной несколько случаев, которые, хотя и незначительные сами по себе, имели на службу мою большое влияние.
Каждый юнкер, кончающий военное училище, мечтает всегда о том, чтобы при выпуске ему досталась бы вакансия как можно лучшая. Для юнкеров Инженерного училища лучшими считались “гвардейский Саперный батальон и первый Железнодорожный, потому что оба они были в Петербурге, а второй, кроме того, составлял царскую охрану при Высочайших поездках.
Я очень хотел попасть именно в этот батальон, но понимал, что для этого нужно иметь солидную протекцию, а у меня ее не было.
Однажды во время классной перемены я был позван в профессорскую комнату к полковнику Энгману, и велико было мое удивление, когда Энгман спросил меня, куда именно желал бы я выйти из училища.
Я сознался в моих мечтах.
Ну, - сказал полковник, - в ближайшее воскресенье, в 9 часов утра отправляйтесь к командиру батальона полковнику Яковлеву и представьтесь ему от моего имени.
Удивленный и более чем обрадованный, я в точности выполнил все, был принят командиром батальона и услышал от него, что я рекомендован полковником Энгманом так хорошо, что он уже записал меня на первую вакансию.
Я был чрезвычайно счастлив и горячо благодарил.
До выпуска оставалось всего три - четыре месяца, и я считал, что дальнейшая моя карьера обеспечена.
Однако вслед затем произошли один за другим целый ряд событий, и все изменилось.
Должен сказать, что еще в 1891 году на Дальнем Востоке началась постройка железной дороги от Владивостока до Хабаровска, известной под именем Уссурийской железной дороги. К 1895 году она дошла уже до половины расстояния, где была конечная станция Муравьев - Амурский. Злые языки говорили тогда, что ротмистр, начальник жандармской команды на этой станции, очень будто бы хотел иметь орден св. Владимира с мечами и бантом, но получить его можно было только за боевые действия. Тогда он якобы симулировал нападение на станцию китайских хунхузов, то есть разбойников, которое он со своей командой успешно отбил.
Донесение об этом в Петербург произвело в правительственных кругах некоторую тревогу. Решили, что продолжать постройку без помощи военной силы невозможно, и по соглашению между военным министерством и министерством путей сообщения было решено немедленно сформировать железнодорожный батальон, назвав его Первый Уссурийский железнодорожный батальон.
Летом 1895 года юнкера Инженерного училища были в Усть-Ижорском саперном лагере, когда известие об этом появилось в газетах. Я и мой товарищ по выпуску серб Родослав Георгиевич прочли это сообщение вместе, и нас ужасно потянуло путешествие на Дальний Восток. Сколько стран посетишь и океанов переплывешь, чего только не увидишь и не узнаешь! Как упустить такой случай? Потолковали и решили попытаться попасть в этот батальон.
Отправились в Главный Штаб, оттуда в Железнодорожный Отдел, но как ни старались ничего добиться не могли и не бывать бы мне в Уссурийском батальоне, если бы не случилось следующее:
Сообщение между лагерем и городом производилось пароходами Шлюссельбургского общества «Трувор», «Синеус» и «Вера». Возвращаясь однажды на «Труворе» в лагерь, я имел с собой фотографический аппарат и все время защелкивал виды берега. Находившийся тут же на палубе артиллерийский офицер вдруг подозвал меня и завел со мной разговор на тему о фотографии. Разговорившись, мы перешли на другие темы и коснулись предстоящего выпуска. Услышав от меня о моих бесплодных посещениях Главного Штаба, офицер рассмеялся и сказал, что он попытается помочь мне. Он дал мне свою визитную карточку, на которой я прочел: капитан гвардейской артиллерии Илья Петрович Грибунин. Он был слушателем Офицерской Артиллерийской Школы, отбывавшей в это время практическую стрельбу в том же Усть-Ижорском лагере.
С этого дня началось мое знакомство с И. П. Грибуниным, перешедшее потом в тесную и искреннюю дружбу. Чем ближе я узнавал этого благородного, чуткого и доброго человека, тем более ценил его. Несколько раз он оказал мне большую моральную поддержку, движимый лишь чувством его безграничной доброты.
Когда я через несколько дней явился к нему, он сказал мне, что в числе слушателей Школы находится Его Высочество герцог Г. М. Мекленбург - Стрелицкий, что он уже говорил с ним обо мне и Георгиевиче и что герцог дал свою карточку, с которой мы должны представиться генералу такому-то.
Так мы и сделали: представились и немного спустя произошло то, что до той поры было невозможно, - нам прислали сообщение из штаба, что мы зачислены оба в Первый Уссурийский железнодорожный батальон.
Вскоре последовал выпуск и производство в офицеры, - начало новой жизни… Все молодые офицеры получили отпуск, и я немедленно выехал на юг…
В начале октября 1895 года я возвратился в Петербург, чтобы на пароходе Добровольного Флота отправиться во Владивосток.
Пароход назывался «Тамбов». Если не ошибаюсь, 11-го или 21-го октября «Тамбов» двинулся в дальнее путешествие из Кронштадта, и я хорошо помню, что перед самым отходом прибыл на пароход по просьбе пассажиров Отец Иоанн Кронштадтский и отслужил на палубе молебствие о благополучном путешествии.
Солнце уже склонялось, когда несколько буксиров зацепили «Тамбов» и поволокли его к выходу, где и предоставили его собственным силам.
Так началось путешествие, окончившееся во Владивостоке 5 января 1896 года, то есть через 75 дней.
Расположение - СПб., дом мещанки Столяровой (1810-?), СПб, павильон Михайловского (Инженерного) замка (1820-1821), Михайловский замок (1821-1918).
1804-1810 гг. - Школа для образования инженерных кондукторов, 1810-24.11.1819 гг. - Инженерное училище, 24.11.1819-21.02.1855 гг. - Главное инженерное училище, 21.02.1855-1917 гг. - Николаевское инженерное училище
12.07.1869 | 4.08.1892 | ||||||||
7.08.1893 | 8.08.1894 | 12.08.1895 | 9.08.1900 | ||||||
6.08.1912 | 6.08.1913 | 12.07.1914 | 1.12.1914 |
Организация . В 1804 г. была открыта Школа для образования инженерных кондукторов со штатом 25 человек. С 1810 г. - Инженерное училище. 24.11.1819 г. для образования инженерных, саперных и пионерных офицеров было основано, по инициативе вел. кн. Николая Павловича, Главное инженерное училище, в состав которого вошло существовавшее с 1810 г. Инженерное училище с офицерским классом, преобразованное из учрежденной в 1804 г. Школы для образования инженерных кондукторов. Торжественно открыто 16.03.1820 г. Училище делилось на 2 отделения: высшее, офицерское (из 2 классов), и низшее, кондукторское (из 3 классов), по окончании которого кондуктора производились в офицеры. Комплект высшего отделения был 48 подпоручиков, низшего - 96 кондукторов. Торжественно открыто 16.03.1820 г.
21.02.1855 г. училище, в память основателя, названо Николаевским, a 30.08.1855 г. офицерские классы названы Николаевской инженерной академией . В 1855 г. штат училища был увеличен до 140 чел. В 1863 г. училище возвращено к инженерному управлению и в 1864 г. получило организацию роты из 3 классов (всего 126 чел.). В 1896 г. училище переформировано в 2-ротный батальон. Штат юнкеров увеличен до 250. Курс - 3-летний, но обязательных только 2 курса, на 3-й (дополнительный) переводилась только часть юнкеров. С 1906 г. 3-й курс снова сделан обязательным. Штат училища накануне Первой мировой войны составлял 450 юнкеров (по 150 на каждом курсе). В 1896 г. переформировано в 2-ротнный батальон. Строевая и хозяйственная часть училища до 1896 г. была в руках ротных, a после - батальонных командиров. С начала Первой мировой войны училище перешло на ускоренный восьмимесячный курс обучения.
Училище предприняло активные действия против большевиков 29-30.10.1917 г. в Петрограде. Расформировано 6.11.1917 г. В его здании и на его средства в феврале 1918 г. были открыты 1-е Советские инженерные командные курсы.
Поступление . По Положению начала XIX в., поступали в возрасте 14-18 лет, из вольноопределяющихся, вступавших в юнкера, кондукторы и унтер-офицеры, и лучшими воспитанниками частных инженерных школ. Поступавшие держали конкурсный экзамен и соответственно познаниям принимались во все кондукторские классы и даже прямо производились в офицеры. Поступившие получали звание кондуктора.
С 1864 г. воспитанники военных училищ, желавшие служить в саперных батальонах, по окончании курса в военном училище зачислялись на год в старшие класс училища сверх штата.
По положению 1864 г. в училище назначено принимать без экзамена:
а) в младший класс - окончивших с успехом полный курс военных гимназий;
б) в старший - юнкеров, окончивших с успехом курс в
военных училищах.
По экзамену:
Всех молодых людей от 16-до 20-летнего возраста,
принадлежащих к сословию потомственных дворян, или
пользующихся правами вольноопределяющихся первого
разряда, а равно юнкеров и вольноопределяющихся первого
разряда, уже состоящих на службе в войсках.
Прием в училище на этих основаниях начался с августа
1865 г.
В 1911 г открыт прием
в училище для лиц всех сословий. Воспитанники кадетских корпусов принимались без
экзамена, окончившие гражданские учебные заведения держали конкурсный экзамен по
математике, физике и языкам. Юнкера Николаевского инженерного училища в
значительной части были питомцами гражданских учебных заведений. Так, в 1868 г.
из числа поступивших в младший класс из военных гимназий было определено 18, а
со стороны - 35. В 1874 г. - из военных училищ и гимназий - 22, со стороны - 35.
В 1875 г. - из военных училищ и гимназий - 28, со стороны - 22. Производился
также прием в старший класс лиц, окончивших военные училища.
Обучение . Барон Эльснер составил обширную записку, в которой делил все науки на общеобразовательные и специально-инженерные и самому преподаванию желал придать исключительно военно-инженерный характер. Наибольшее разногласие вызвало определение курса математики, при чем граф Сиверс настаивал на введении высшей математики, граф Опперман ее отвергал, a барон Эльснер предлагал читать ее только способным офицерам. Мнение Сиверса одержало верх. Для преподавания были приглашены профессора университета: Чижов (механика) и Соловьев (физика и химия) и бывший впоследствии преподавателем географии имп. Александру II профессор Арсеньев. В начале XIX в. в школе обучали алгебре, геометрии, фортификации и началам гражданской архитектуры. К 1825 г. учебное дело было уже прочно поставлено.
Выпуск . С 1885 г. юнкера при производстве в офицеры делились на 2 разряда: 1-й выпускался в подпоручики в полевые инженерные войска, a 2-й - в армейскую пехоту. В офицеры выпускались и со 2-го, и с 3-го курса. С 1911 г. при выпуске окончившие училище делились на 3 разряда: 1-й и 2-й выпускались подпоручиками с 2 годами старшинства, 3-й разряд - унтер-офицерами с правом через полгода быть произведенными в офицеры. С начала Первой мировой войны юнкера выпускались в чине прапорщика.
Прочее . Училище было подготовительным заведением для поступления в инженерную академию преуспевающих в науках юнкеров, а также готовило офицеров па службу в строевую часть инженерного ведомства; в саперные, железнодорожные и понтонные батальоны или в минные, телеграфные и крепостные саперные роты. Там молодые люди проходили службу в течение двух лет с сохранением права поступления в Николаевскую инженерную академию.
if (!defined("_SAPE_USER")){ define("_SAPE_USER", "d0dddf0d3dec2c742fd908b6021431b2"); } require_once($_SERVER["DOCUMENT_ROOT"]."/"._SAPE_USER."/sape.php"); $o["host"] = "regiment.ru"; $sape = new SAPE_client($o); unset($o); echo $sape->return_links();?>
Нагрудный знак выпускника Николаевского Инженерного училища.
(Утвержден 1.04.1910)
После преобразования Артиллерийского и Инженерного корпуса во 2-й кадетский, корпус продолжал готовить инженерных офицеров, но уже в 1804 г. в Петербурге открыта Инженерная школа для юнкеров-кондукторов на 25 человек, которая в 1810 г. преобразована в Инженерное училище со штатом 50 человек (с 1816 г. оно именовалось Главным училищем инженеров).
На базе этого училища в сентябре 1819 г. было создано Главное инженерное училище, состоявшее из кондукторских и офицерских классов (на 96 и 48 человек) с 4-летним курсом обучения. Выпускники 1-го разряда по успеваемости переводились в офицерские классы с производством в прапорщики, 2-го разряда оставлялись еще на год, а 3-го направлялись юнкерами в армию, где служили не менее двух лет до производства в офицеры (по экзамену и по представлению начальства).
В кондукторском отделении изучались арифметика, алгебра, геометрия, русский и французский языки, история, география, рисование, аналитическая геометрия, дифференциальное исчисление, а также полевая фортификация и артиллерия; в инженерном фортификация, аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисление, физика, химия, гражданская архитектура, практическая тригонометрия, начертательная геометрия, механика и строительное искусство. С 1819 по 1855 г. училище выпустило 1036 офицеров. С 21 февраля 1855 г. оно именовалось Николаевское инженерное училище.
В 1865 г. училище было преобразовано по образцу артиллерийского в трехгодичное с теми же правилами приема и выпуска, что и в Михайловском артиллерийском. Но штат его был меньше 126 юнкеров (рота). Структура его и порядок перевода воспитанников в академию также были идентичными с артиллерийским училищем. Однако в отличие от последнего инженерное училище в большей степени комплектовалось за счет лиц, поступивших по аттестатам гражданских учебных заведений. Из принятых в 1871-1879 гг. 423 человек выпускников военных гимназий было 187 (44%), переведенных из других военных училищ 55 (13%) и выпускников гражданских учебных заведений 181 (43%). Из 451 человека, убывшего из училища за тот же период, с офицерскими и гражданскими чинами выпущено 373 человека (83%), переведен в другое училище 1, уволено до окончания курса 63 (14%), выпущено до окончания курса нижними чинами 11 (2%) и умерло 3 (1%); т.е. картина примерно та же, что и в артиллерийском училище. Выпуск из училища в 1862-1879 гг. колебался от 22 до 53 человек в год.
Инженерное училище в большей мере обеспечивало потребности армии в офицерах своей специальности, чем артиллерийское, но в конце XIX в. и его штат был увеличен со 140 до 250 человек. Социальный состав училища за счет большого числа поступавших «со стороны» (не из военных гимназий и кадетских корпусов) был менее дворянским, чем артиллерийского училища: среди поступавших до 30% составляли лица не дворянского происхождения.
Фото юнкеров Николаевского Инженерного училища с преподавателем и священником. Юнкера изображены с поясными пряжками присвоенных гренадерским саперным батальонам.
Николаевское инженерное училище в 1866-1880 гг. подготовило 791 офицера, в 1881-1895 гг. 847, в 1896-1900 гг. 540, а всего за вторую половину XIX в. 2338{172}.
Рота юнкеров Николаевского Инженерного Училища на ступенях лестницы Инженерного (Михайловского) замка - на снимке полковник В.В. Яковлев (впоследствии ген.-лейт. Сов. Армии), генерал-майор Зубарев, подполковник Муффель, капитан Дарипацкий.
В 1901-1914 гг. было выпущено 1360 офицеров (см. табл. 41). Следовательно, за весь период своего существования училище дало примерно 4,4 тыс. офицеров.
Миха́йловский за́мок, Инженерный замок бывший Императорский дворец в центре Санкт-Петербурга по адресу Садовая ул., № 2, построенный по заказу императора Павла I на рубеже XVIII - XIX веков и ставший местом его смерти. Это здание крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского зодчества XVIII века. Своим названием Михайловский замок обязан находящемуся в нём храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, и причуде Павла I, принявшего титул Великого магистра Мальтийского ордена, называть все свои дворцы «замками»; второе имя «Инженерный» произошло от находившегося там с 1823 года Главного (Николаевского) инженерного училища, ныне ВИТУ.
В плане замок представляет квадрат со скругленными углами, внутрь которого вписан центральный восьмиугольный парадный внутренний двор. Главный въезд в замок находится с юга. Три расположенных под углом моста соединяли здание с находящейся перед ним площадью. Через ров, окружавший площадь Коннетабля с памятником Петру I в центре, был переброшен деревянный подъёмный мост, по обоим сторонам которого стояли пушки. За памятником - ров и три моста, причем средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов и вёл к главному входу. «Российский император, задумывая его возведение, отталкивался от распространенной в европейских столицах схемы построения прямоугольного в плане замка с прямоугольным же внутренним двором и круглыми угловыми башнями».
Альбом Николаевского Инженерного училища.
(публикуется частями)
Военно-учебное заведение Русской императорской армии .
Энциклопедичный YouTube
1 / 5
✪ 26.10 - К дню рождения генерала Д. Карбышева
✪ Железнодорожний техникум - г.Николаев
✪ Александр Сенотрусов о береговой обороне Ленинграда
✪ "Виват, Университет!": Юбилей
✪ Цифровая история: Кирилл Назаренко о русском флоте в годы первой мировой
Субтитры
История военно-учебного заведения
Санкт-Петербургская школа образования инженерных кондукторов
В 1804 году по предложению генерал-лейтенанта П. К. Сухтелена и генерал-инженера И. И. Князева в Санкт-Петербурге создана (на базе перемещенной в Санкт-Петербург ранее существовавшей) инженерная школа по подготовке инженерных унтер-офицеров (кондукторов) со штатом в 50 человек и сроком обучения в 2 года. Располагалась в казармах Кавалергардского полка. До 1810 года школа успела выпустить около 75 специалистов. Фактически являлась одной из очень ограниченного круга нестабильно существовавших школ - прямых преемниц созданной Петром Великим в 1713 году Санкт-Петербургской военной инженерной школы .
Санкт-Петербургское инженерное училище
В 1810 году по предложению инженер-генерала графа К. И. Оппермана школа преобразована в инженерное училище с двумя отделениями. Кондукторское отделение с трехлетним курсом и штатом в 15 человек готовило младших офицеров инженерных войск, а офицерское отделение с двухлетним курсом готовило офицеров с познаниями инженеров. Фактически это инновационное преобразование после которого учебное заведение становится Первым Высшим инженерным учебным заведением. На офицерское отделение принимали лучших выпускников кондукторского отделения. Также там проходили переподготовку ранее выпустившиеся кондуктора, произведенные в офицеры. Таким образом в 1810 году Инженерное училище становится Высшим учебным заведением с общим пятилетним курсом обучения. И этот уникальный этап эволюции инженерного образования в России случился впервые именно в Санкт-Петербургском инженерном училище.
Главное инженерное училище
24 ноября 1819 года по инициативе Великого Князя Николая Павловича Санкт-Петербургское инженерное училище Высочайшим повелением преобразовано в Главное инженерное училище. Для размещения училища выделена одна из царских резиденций, Михайловский замок, этим же повелением переименованный в Инженерный замок . Училище по-прежнему имело два отделения: трехгодичное кондукторское готовило инженерных прапорщиков со средним образованием, а двухгодичное офицерское давало высшее образование. На офицерское отделение принимали лучших выпускников кондукторского отделения, а также офицеров инженерных войск и других родов войск, пожелавших перейти на инженерную службу. Для преподавания были приглашены лучшие педагоги того времени: академик М.В.Остроградский , физик Ф. Ф. Эвальд, инженер Ф. Ф. Ласковский .
Училище стало центром военно-инженерной мысли. Барон П. Л. Шиллинг предложил использовать гальванический способ взрыва мин, адъюнкт-профессор К. П. Власов изобрел химический способ взрывания (т. н. «власовская трубка »), а полковник П. П. Томиловский - металлический понтонный парк , стоявший на вооружении разных стран мира до середины XX века.
В училище издавался журнал «Инженерные записки»
Николаевское инженерное училище
В 1855 году училище названо Николаевским, а офицерское отделение училища было преобразовано в самостоятельную Николаевскую инженерную академию . Училище стало готовить только младших офицеров инженерных войск. По окончании трехлетнего курса выпускники получали звание инженерного прапорщика со средним общим и военным образованием (с 1884 года инженерного подпоручика).
В числе преподавателей училища были Д. И. Менделеев (химия), Н. В. Болдырев (фортификация), А. И. Квист (пути сообщения), Г. А. Леер (тактика, стратегия, военная история).
29 июля 1918 года по причине нехватки преподавательского состава и учебно-материальной базы приказом Главного Комиссара военно-учебных заведений Петрограда 1-е инженерными курсы были объединены со 2-ми инженерными курсами под названием «Петроградский военно-инженерный техникум».
Организационно техникум состоял из четырех рот: саперной, дорожно-мостовой, электротехнической, минно-подрывной, - и подготовительного отделения. Срок обучения на подготовительном отделении составлял 8 месяцев, на основных отделениях - 6 месяцев. Техникум дислоцировался в Инженерном замке Олонец , с Врангелем в июне-ноябре 1920 года у г. Орехова , с восставшим гарнизоном Кронштадта в марте 1921 года, с финскими войсками в декабре 1921-январе 1922 года в Карелии.
В Петербурге одним фасадом на Фонтанку, другим - на Инженерную улицу выходило старинное здание Михайловского (или Инженерного) замка. В замке этом располагалось военно-учебное заведение, давшее России немало громких имен - Николаевское инженерное училище. Основанное в 1804 как специальная школа для подготовки инженерных кондукторов, в 1819 оно было переименовано в Главное инженерное училище, которое в 1855 было переименовано в Николаевское. В 1863 училище объединилось с Инженерной академией, образованной 30 августа 1855 из офицерских классов. С 1855 курс обучения в училище был установлен трехгодичный, а штат составлял 126 юнкеров; старший курс считался обязательным. Юнкера Николаевского инженерного училища в значительной части были питомцами гражданских учебных заведений. Так, в 1868 из числа поступивших в младший класс из военных гимназий было определено 18, а со стороны - 35. В 1874 - из военных училищ и гимназий - 22, со стороны - 35. В 1875 - из военных училищ и гимназий - 28, со стороны - 22. Производился также прием в старший класс лиц, окончивших военные училища.
Училище было подготовительным заведением для поступления в инженерную академию преуспевающих в науках юнкеров, а также готовило офицеров на службу в строевую часть инженерного ведомства; в саперные, железнодорожные и понтонные батальоны или в минные, телеграфные и крепостные саперные роты. Там молодые люди проходили службу в течение двух лет с сохранением права поступления в Николаевскую инженерную академию.
Полный контингент училища накануне Первой мировой войны составлял 450 юнкеров (по 150 на каждом курсе).
С самого основания инженерного училища юнкера с уважением относились к наукам. Составляя часть Инженерного ведомства, считавшегося всегда ученым, они высоко ценили знания.
Николаевское инженерное училище считалось «либеральнейшим». Отношения между юнкерами и их воспитателями - офицерами и преподавателями - были почти идеальными. Отношения юнкеров между собой - дружескими и простыми. В результате из училища выходили толковые офицеры, хорошо знавшие свою специальность и сохранявшие в отношениях с солдатами самое справедливое и гуманное обращение, которое усвоили в училище. Учебная часть была поставлена отлично: самый лучший состав столичных профессоров, особенно преподавателями ценились ум, способность к аналитическому мышлению, поощрялась научная и творческая активность молодых людей.
Николаевское инженерное училище дало России немало выдающихся военачальников. Достаточно вспомнить генерала Э.И. Тотлебена - героя обороны Севастополя и Плевны, генерала К.П. Кауфмана, руководившего военными действиями при присоединении Средней Азии к России, генерала Ф.Ф. Радецкого - героя боев при Шипке и на Кавказе, Г.А. Леера - выдающегося военного писателя и профессора, труды которого по стратегии известны на весь мир и, наконец, генерала Р.И. Кондратенко - героя Порт-Артура.
У юнкеров этого училища были алые погоны без выпушки с вензелем императора Николая I «HI».
С начала Первой мировой войны училище перешло на ускоренный восьмимесячный курс обучения. Молодые люди выпускались в чине прапорщика.
Училище предприняло активные действия против большевиков 29 - 30 октября 1917 в Петрограде. И было расформировано 6 ноября 1917. В его здании и на его средства в феврале 1918 были открыты 1-е Советские инженерные командные курсы.