Биология для всех
  • Главная
  • Биология
  • Авиация дальнего действия - адд на войне. Самолеты дальней авиации россии Будущее дальней авиации

Авиация дальнего действия - адд на войне. Самолеты дальней авиации россии Будущее дальней авиации

Военно-воздушные силы Российской Федерации состоят из нескольких подразделений, у каждого свои функции и задачи. Оперативно-тактическая авиация, военно-транспортная авиация, армейская авиация и дальняя авиация в свою очередь состоят из бомбардировочной, разведывательной, истребительной, штурмовой, специальной и транспортной авиации.

Военно-воздушные силы РФ включают в себя территории с авиационными базами, которые напрямую подчинены главнокомандующему.

История дальней авиации России

Чуть больше ста лет назад, при царе Николае Втором, была создана воздушная эскадрилья, которая состояла из прародителей современных самолетов - лайнеров "Илья Муромец". Несмотря на то, что первые бомбардировщики поднялись в воздух в 1923 году, военный праздник, посвященный дальней авиации, был введен только 23 декабря 1999 по приказу главнокомандующего ВВС России.

"Илья Муромец" - это С-22, сконструированный Сикорским. Первый самолет вышел с конвейера вагонного завода. Сделан он был из дерева, имел два крыла и четыре мотора, то есть являлся бипланом. Вес машины составлял около пяти тонн. Для военных действий самолет оборудовали двумя площадками и пулеметами в пространстве между шасси и сверху фюзеляжа.

Первым пилотом стал сам авиаконструктор Сикорский. Через полгода испытательных полетов самолеты начали выпускать для армии Российской Империи. Разрешение сесть за штурвал мог получить исключительно офицер. Более того, бортовой механик так же должен был носить офицерское звание.

С 1914 года все "муромцы" были оборудованы новейшими двигателями с большей мощностью, кроме пулеметов появились держатели бомб, бомбовый прицел и шесть мест для экипажа. Это были первые бомбардировщики типа Б дальней авиации России. Эта же машина установила рекорд длительности полета - 6 ч. 30 мин.

Российская авиация в Первую мировую войну

Эскадрилья была сформирована из большого штата летчиков и наземного обслуживающего персонала. М. Шидловский стал командующим дальней авиации того времени. Были построены ремонтно-механические амбары и склады, свои подразделения связи, метеослужба, летная школа (которую снабдили специальными учебными самолетами), создана специальная зенитная артиллерия.

Во время Первой Мировой войны пилотируемые группы потеряли только одну единицу "муромца" и совершили около четырехсот разведывательных миссий.

В 1916 году С-22 был снова модернизирован до типа Е. Таким образом, новый самолет весил уже более семи тонн и был оснащен восемью огневыми точками - обстрел мог проводиться со всех сторон ВС.

1917 год - создание очередной модификации "Ильи Муромца" - Ж. Однако после февральской революции все планы по постройке тяжелых бомбардировщиков в количестве 120 штук провалились. Разрушение эскадры продолжилось снятием с должности Шидловского, которого объявили монархистом.

Когда войска Российской Империи начали отступать от Винницы осенью 1917 года, "муромцев" решили сжечь, чтобы враг не захватил их. Крайний боевой рейс С-22 выполнил в 1920 году 21 ноября, далее использование самолетов ограничилось в сфере пассажирских и почтовых перевозок.

Конструкторские бюро Туполева и Ильюшина

30-е годы ХХ века вошли в историю страны большим прорывом в развитии самолетостроения. Для подразделения дальней авиации проектировка кардинально новых машин началась еще в 1927 году. В итоге известнейший в наши дни инженер-конструктор А. Туполев создал свои детища ТБ-1, ТБ-3 и ТБ-4, пущенные на дальнейшее серийное производство. Бомбардировщики были тяжеловесами, изготовленными из цельных кусков металла, шасси было переоборудовано в лыжный механизм. Советский Союз вышел на первое место по качеству двухмоторных бомбардировщиков.

Мало кто знает, но бомбардировщик ТБ-4 (или АНТ-20) был сконструирован и в виде грузопассажирского самолета. Он получил название "Максим Горький" и первым пилотом стал знаменитый летчик дальней авиации М. Громов. Являясь мировым рекордсменом в поднятии пятнадцатитонного груза на высоту в пять километров, самолет "прожил" всего около года. Лайнер разрушился на глазах у публики после аварийного столкновения в воздухе во время показательного полета 1935 г.

Следующая разработка для дальней авиации стала по-настоящему феноменальной. Шел 1932 год, П. Сухой, руководствуясь наставлениями А. Туполева, разрабатывает низкопланерный самолет с одним двигателем. Он так же являлся цельнометаллическим. Именно на нем один из лучших летчиков, Валерий Чкалов, установил мировой рекорд дальности полета. Летчик вылетел из Москвы на АНТ-25 через Северный полюс и достиг побережья Тихого океана в Калифорнии. Километраж пути составил 10 140.

В те же 30-е годы, одновременно с разработками А. Туполева, Главное управление промышленности в сфере авиации собрало всех именитых авиаконструкторов Союза под одну крышу Центрального конструкторского бюро. Руководить пригласили С. Ильюшина. Наряду с проектированием ТБ-4, в 1935 году выпускается совершенно новый вид бомбардировщика - ДБ-3. Через год успешных испытаний самолеты этого типа начали поступать в пользование ВВС.

1938 год - разработка ИЛ-4. Ильюшин создал то, с чем не могли справиться многие другие страны, - первый самолет-штурмовик. Машина с улучшенной мощностью в двигателях и усовершенствованным боевым комплектом участвовала как в финской войне, так и в ВОВ. Общее количество выпущенных ИЛ-4 - 1528 самолета.

Авиация во времена ВОВ

Свои задачи стратегического и оперативно-тактического плана дальняя авиация начала выполнять с первого дня объявления Великой отечественной войны, с 22 июня 1941 г. Главным бомбардировщиком стал ИЛ-4. С самолетов ДБ-3, Пе-2 и Пе-8 экипажи сбрасывали бомбы на головы немцев в захваченных ими европейских городах, Варшаве, Бухаресте, Кенигсберге.

Ни одна крупная операция Красной армии не обошлась без боевых вылетов дальней авиации. Через год после начала войны в армии сформировалось 8 дивизий дальней авиации. Насчитывалось 340 бомбардировщиков с 365 экипажами.

За годы военных действий почти 260 летчиков получили звание Героя Советского Союза.

Послевоенная обстановка ввела самолетный парк дальней авиации в кризис - машины устарели и были списаны. Поэтому в 1947 году было принято решение с помощью бюро Туполева создать новые мощнейшие и тяжелые Ту-4. Это была копия американского бомбардировщика В-29. Самолет был адаптирован под запрос советского руководства. В 1951 году новоиспеченная копия Ту-4 становится первым носителем ядерного оружия.

Скачек в самолетостроении

Середина 50-х годов подняла советское военное самолетостроение на новый уровень. Был создан "Барсук" или Ту-16 - качественно новый моноплан, у которого четко в центре корпуса расположилось стреловидное крыло. Первый выпуск был произведен в Казани, в октябре 1953 г. Управлением Ту-16 занималось 6 человек. Боевое вооружение состояло из башенных дистанционных установок, носовой пушечной установки (ПУ-88) и 23-миллиметровым АМ23.

Другое детище Туполева - турбовинтовой четырехдвигательный стратегический бомбардировщик-ракетоносец "Медведь" (Ту-95). Общая боевая нагрузка составляла 12 000 кг. До сих пор в мире нет аналогов этим двигателям - они считаются самыми мощными.

56-60-е годы - создание ЗМ. Основное отличие от остальных стратегических бомбардировщиков - наличие нового комплекса вооружения - крылатая ракета Д5. Она создавалась для поражения сильно защищенных морских и сухопутных целей. Ее дальность 270 км, а скорость в три раза быстрее звуковой.

Развитие авиации в холодную войну

Организации НАТО и ОВД (Организация Варшавского договора) после окончания Второй мировой являлись основными военно-политическими блоками. Противостояние США и СССР, по мнению историков, в любую секунду могло превратиться из холодной войны в Третью мировую, поэтому дальняя авиация была для Союза отличной ядерной защитой. Вскоре состав дальней авиации пополнили ракетные войска, была создана ракетная дивизия.

Период холодной войны дал толчок к созданию авиационно-ракетного комплекса К-22 на основе Ту-22, который претерпел три модификации.

Символом противостояния стал "Белый лебедь" (Ту-160). Его мощь заключалась не только в сверхзвуковой скорости, но и в изменяющейся геометрии крыла. Впервые самолет поднялся в воздух в 1981 году с аэродрома в Раменском. В дальнейшем "Лебедь" вышел на серийное производство.

Обзор самолетов дальней авиации в наши дни

Современная дальняя авиация является основой ядерных сил Российской Федерации. Базы частей дальней авиации распределены с учетом стратегического назначения и оперативности.

Самолетный парк представлен машинами:

  • Ракетоносец Ту-160 - 16 единиц.
  • Ракетоносец Ту-95МС - 32 единицы действующих и 60 в запасе.
  • Ракетоносец-бомбардировщик Ту-22МЗ - около 12.
  • Самолеты-заправщики Ил-78 - 19 единиц.
  • Самолеты-разведчики Ту-22МР - 150 единиц.

Самолеты вооружены крылатыми ракетами большой дальности, ядерными и обычными ракетами с оперативно-тактической миссией, бомбами разного калибра.

Военный патруль контролирует пространство Исландии, Норвежское море, Северный полюс, Алеутские острова, восточное побережье Южной Америки.

Музей дальней авиации

Российские музеи, посвященные дальней авиации, расположились в Рязани и Энгельсе. Рязанский музей является старейшим, он был создан в 1975 году в честь тридцатилетия победы в ВОВ. Располагается музей в гарнизоне Дягилева. Его экспозиция представлена военными самолетами (Ту-22М2, Ту-95К, Ту-16), различными документами и фотографиями офицеров и летчиков. Адрес музея: г. Рязань, ул. Белякова, в/ч 41521, Музей дальней авиации.

В Саратовской области находится второй российский музей дальней авиации. Его посетители будут приятно удивлены тем, что располагается он на действующей авиабазе дальней авиации. Здесь можно вживую увидеть настоящие стратегические бомбардировщики - Ту-160. Более того, во владении музея находится целая коллекция крылатых ракет и авиабомб. Адрес музея: г. Энгельс, 1, в\ч 42152.

И самым крупным музеем ВВС является музей в поселке Монино, Московская область. Он признан самым большим авиационным музеем в мире, коллекция самолетов не оставит равнодушным ни одного посетителя. Плюс несколько раз в год в музее проходит День открытых дверей, когда к самым интересным экспонатам подгоняется трап и разрешается осмотр внутренней части боевых машин. Коллекция богата и самыми первыми самолетами, и самыми современными. Адрес музея: Московская область, Щелковский район, п.г.т. Монино, ул. Музейная, д. 1.

Будущее дальней авиации

Командующим дальней авиацией 16 сентября 2016 стал генерал-майор С. И. Кобылаш. На сегодня дальняя авиация ВКС РФ ожидает разработку от ОАО "Туполев" перспективного авиационного комплекса дальней авиации стратегического бомбардировщика-ракетоносца нового поколения. Первый вылет примерно назначен на 2019 г., а введение в строй в 2025 г. Из разных источников приходит информация, что новая машина будет выглядеть по типу "летающего крыла". Конструкция дальнобоя уменьшит возможность обнаружения радарами.

В этом разделе представлены самолеты дальней авиации, которые составляли ее основу от зарождения, становления и развития до настоящего времени. От первых самолетов - до современных образцов, стоящих на вооружении в Дальней авиации России.
От "Ильи Муромца" - до Ту-160 "Белого лебедя".

В-25 «Митчелл» Средний бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением. Спроектирован в КБ американской фирмы «North American». Первый полёт опытная машина совершила в январе 1939 г. Из 5815 выпущенных экземпляров 862 поставлено в СССР согласно договору о военной помощи союзников (ленд-лиз). Первые самолёты в Советский Союз попали в апреле 1942 г, массовая поставка (главным образом, через Аляску по трассе Алсиб) началась с 1943 г. Поначалу В-25 (в советских документах обозначался как «Б-25») определили во Фронтовую авиацию, однако скоро признали более целесообразным применять его как дальний бомбардировщик в составе АДД. Экипаж – 5-6 человек.

Самолёт Ту-4 был создан в КБ А.Н. Туполева на базе американского дальнего бомбардировщика В-29 «Суперфортресс» и первоначально имел обозначение Б-4.

Поскольку В-29 уже «проявил себя в деле» над Японией, Сталин в конце 1945 г. приказал Туполеву сделать копию. Созданию бомбардировщика придавалось государственное значение. Самолёт готовился к сроку окончания работ над первой советской атомной бомбой. К весне 1947-го первую опытную машину построили в Казани на заводе № 22.

Тяжёлый стратегический бомбардировщик М-4 (3М) был создан в КБ В.М. Мясищева. Похолодание в отношениях бывших союзников по антигитлеровской коалиции, начавшееся сразу после окончания войны, приобретало все более напряжённый характер. Демонстрация американцами атомного оружия в Хиросиме и Нагасаки заставляло и советскую сторону форсировать темпы создания собственной атомной бомбы. Бомба в СССР скоро появилась, но этого было мало – требовалось создать и её носитель, способный донести «груз» до Америки – главного врага в набиравшем обороты противостоянии.

Самолёт Ту-16 – первый советский дальний реактивный бомбардировщик со стреловидным крылом. Машина оснащалась двумя двигателями конструкции Микулина РД-3М. 27 апреля 1952 года первый полёт на ней совершил лётчик-испытатель фирмы Туполева Н.С. Рыбко. Несмотря на то, что машины не добирали по заданной дальности (первые реактивные двигатели отличались «прожорливостью»), Сталин распорядился запускать самолёт в серию.

Серийно Ту-16 производился с 1953 по 1963 год на трёх заводах - № 22 в Казани, № 64 в Воронеже и № 18 в Куйбышеве. Всего построено 1507 машин.

Стратегический бомбардировщик и ракетоносец, единственный в мире самолёт такого назначения с турбовинтовыми двигателями. Характеристики первых носителей атомного оружия Ту-4 и Ту-16 были весьма скромными по тем масштабам, которые диктовала «холодная война». Нужны были стратегические межконтинентальные бомбардировщики. Задание на такую машину ОКБ А.Н. Туполева получило весной 1950 г. Самолёт создавался в бригаде Б.М. Кондорского.

С начала 1950-х гг. возможности зенитных ракет быстро росли. Потребовалось создать ударный самолёт, способный на сверхзвуковой скорости преодолевать систему ПВО потенциального противника. Дальний сверхзвуковой ракетоносец Ту-22 был создан в ОКБ А.Н. Туполева. Опытная машина называлась «105». Работы по ней вёл главный конструктор Д.С. Марков. Самолёт имел стреловидное крыло и узкий фюзеляж. Двигатели располагались сверху хвостовой части фюзеляжа.

Сверхзвуковой дальний бомбардировщик-ракетоносец. Начал разрабатываться как комплекс в ОКБ А.Н. Туполева (главный конструктор – Д.С. Марков) в 1965 г. на замену бомбардировщика Ту-22. Самолёт имел изменяемую геометрию крыла и мог преодолевать систему ПВО потенциального противника на малой высоте. В создаваемый ударный комплекс входила и новая ракета Х-22. Самолёт предназначался для вооружения полков Дальней и морской авиации.

Для снижения расходов на поддержание должного уровня лётной подготовки экипажей Дальней Авиации решено было использовать более дешёвые самолёты, но с полным комплектом оборудования, аналогичного тому, который стоит на бомбардировщиках. Оптимальным признали самолёт Ту-134. Постановление правительства о создании лайнера вышло 1 августа 1960 г., а 29 июля 1963 г. самолёт впервые поднялся в воздух (лётчик А.Д. Калина). С августа 1967 г. самолёт начал выполнять регулярные рейсы в ГВФ.

Стратегический сверхзвуковой бомбардировщик и ракетоносец. Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием объектов на континентальных ТВД. Создан в ОКБ им. А.Н. Туполева.

Бурное развитие ракетных средств на западе в 1950-1970-х годах оставляло мало шансов дозвуковым бомбардировщикам Ту-95 и 3М долететь до цели. Поэтому авиаконструкторам была поставлена создания новых ударных комплексов, способных на малой высоте и сверхзвуковой скорости преодолевать ПВО противника.

Ил-78

Специализированный самолёт-заправщик Ил-78 создан на базе военно-транспортного самолёта Ил-76. Машина начала проектироваться в ОКБ С.В. Ильюшина в соответствии с постановлением правительства от 10 марта 1982 г. на базе Ил-76М. Кормовое оборонительное вооружение при этом демонтировали. Задание предусматривало возможность как воздушной, так и наземной заправки, днём и ночью.

Первый полёт Ил-78 состоялся 26 июня 1983 г. В воздух самолёт поднял экипаж В.С. Белоусова. Отработку заправки в воздухе вёл экипаж С.Г. Близнюка.

Входили наводчик и заряжающий. Позже тяжёлые самолёты стали вооружать пулемётами для стрельбы по аэропланам и земле, а позднее и бомбовым и стрелковым вооружением. Эти корабли были сведены в специальное формирование - эскадру воздушного флота . С этих событий и началась история дальней авиации России.

Возрождение дальней авиации в советской России началось через несколько месяцев после Октябрьской революции . Декретом Совета Народных Комиссаров России от 22 марта 1918 года, предписывалось сформировать Северную группу воздушных кораблей «Илья Муромец» в составе трёх боевых машин.

Новый этап развития и совершенствования дальней авиации связан с принятием на вооружение бомбардировщика ТБ-3 , спроектированного под руководством авиационного конструктора А. Н. Туполева. ТБ-3 строились крупной серией, что позволило, впервые в мире, сформировать, в 1933 году, тяжёлые бомбардировочные авиационные корпус.

В связи с развитием советского военного дела, производством отечественной техники, совершенствованием воздушных средств обороны Союза формирования оснащённые современной техникой поступали в резерв Главнокомандования ВС СССР . Одними из таких формирований были авиационные армии резерва главного командования (ААРГК) или армии особого назначения (АОН) - высшие оперативные объединения (Армия) авиации РККА , предназначенные для совместных действий с другими родами войск (сил) видов ВС и решения самостоятельных оперативных и стратегических задач, , а также оперативной и тактической подготовки разных родов сил авиации РККА. Они состояли из авиационных соединений и отдельных частей , а также частей обеспечения и обслуживания. В советских ВВС созданы в 1930-е годы. Всего было сформировано три АОН (АОН-1 , АОН-2 , АОН-3), состоявшие из отдельных бригад бомбардировочной авиации, крейсерских истребительных эскадрилий и полка стратегической воздушной разведки. Так в Союзе в 1930-е годы, впервые в мире, была создана стратегическая авиация . Позже в 1940 году управления ААРГК (АОН) были расформированы, а их формирования вошли в состав дальнебомбардировочной авиации Главного командования (ДБА ГК) Красной Армии.

К 1941 году организационно Военно-Воздушные Силы РККА состояли из видов сил:

  • Дальнебомбардировочной авиации Главного командования , которая решала как самостоятельные задачи, так и действовала совместно с другими родами войск и сил видов ВС;
  • Войсковой авиации:

В сложившейся тяжёлой обстановке, начального периода войны, происходили нарушение централизованного управления ДБА ГК, большие потери самолётов и экипажей, постоянные переформирования формирований. Силы ДБА ГК РККА дробились на мелкие группы, в итоге 74 % всех самолёто-вылетов «дальников» , за 1941 год, было произведено с целью непосредственной поддержки войск на поле боя, что не являлось главным предназначением ДБА ГК.

В августе 1941 года ВГК пришлось упразднить корпусное звено управления и у ДБА ГК, так как потери сил дошли до 65 %, от первоначального состава на июнь того же года, а в составе ДАФ оставалось всего семь авиадивизий. Положение дел в ДБА ГК, к началу 1942 года, оставляло желать лучшего, поэтому для сохранения сил ДБА ГК, централизации управления ими, обеспечения массированного их применения в Ставке Верховного Главнокомандования приняли решение и создали Авиацию дальнего действия (АДД), как отдельный род сил ВВС, Постановлением ГКО Союза ССР , от 5 марта 1942 года с целью выполнения задач стратегического значения :

  • нанесения бомбовых ударов по административно-политическим и военным объектам глубокого тыла противника;
  • нарушения транспортного сообщения противника;
  • уничтожения складов в ближнем тылу;
  • бомбардировка противника на линии фронта для обеспечения стратегических операций.

Кроме того, АДД (в том числе и входящий в её состав Гражданский воздушный флот, ГВФ) широко использовалась для обеспечения партизанского движения как на оккупированной территории СССР , так и в Югославии , Чехословакии и Польше , и выполнения специальных заданий, как то доставка в любую точку глубокого тыла противника (даже под Берлин) разведчиков , разведывательных и разведывательно-диверсионных групп, оказание помощи движению Сопротивления в оккупированной Европе и многих других.

Формирования АДД выделялись из ВВС РККА в непосредственно подчинение Ставке Верховного Главнокомандующего (СВГК). В Авивцию дальнего действия передавались восемь дальнебомбардировочных авиационных дивизий , несколько аэродромов с твёрдым покрытием, создавалась независимая от ВВС Красной Армии система управления, комплектования, материально-технического обеспечения и ремонта.

Всё время своего существования Авиация дальнего действия была резервом Верховного главнокомандования (ВГК). Командующий АДД получал распоряжения только от Верховного главнокомандующего И. В. Сталина . Авиация дальнего действия на тот период времени насчитывала более 1300 бомбардировщиков ТБ-3 , ТБ-7 и Ил-4 .

Было создано управление и пять дальних бомбардировочных корпусов , имевших на вооружении в разное время почти до 3000 воздушных кораблей, из которых боевых - около 1800 . Основу боевого самолётного парка авиации дальнего действия составляли дальние бомбардировщики Ил-4 . Лётчики тяжёлой авиации наносили удары по городам Данцигу , Кёнигсбергу , Кракову , Берлину , Хельсинки , Таллину и другим, принимали активное участие в операциях на территории Прибалтики .

«Налёты русской авиации на Болгарию, Румынию и Венгрию причинили серьёзные повреждения многочисленным центрам. До сих пор вообще считали, что Россия слишком далека и занята защитой своего собственного фронта, чтобы нападать на Балканы, и поэтому там отсутствовали многие элементы предосторожности… Особенные повреждения нанесены Будапешту. По словам одного нейтрального дипломата , во время первого налёта на Будапешт сильно пострадал большой железнодорожный вокзал венгерской столицы и по заявлению венгерской печати правительство реквизирует всё стекло в городе для ремонта окон. В настоящее время все три государства лихорадочно организуют противовоздушную оборону в основных городах и на работающих на гитлеровцев заводах, предусмотрительно созданных в этих странах как бы вдали от бомбардировщиков объединённых стран»…

Английская газета, в августе 1942 года.

В сентябре 1944 года Авиация дальнего действия была передана в состав ВВС РККА и преобразована в 18-ю воздушную армию . Назначение 18 ВА при этом осталось прежним.

Согласно военной статистике, Авиацией дальнего действия было совершено самолёто-вылетов:

  • более 194 000:
    • по административным и промышленным центрам врага сделано более 6600;
    • по железнодорожным узлам и магистралям врага - более 65 000;
    • по войскам противника - более 73 000;
    • по аэродромам - более 18 000;
    • по морским базам и портам - более 6000.

Кроме того - по специальным заданиям произведено 7298 полётов в тыл врага и перевезено около 5500 тонн груза, в основном боевые припасы и около 12 000 человек личного состава. В АДД РВГК 273 человека стали Героями Советского Союза , шестеро удостоились высшей награды дважды .

5 апреля 1946 года постановлением Совета Министров СССР 18-я воздушная армия выделена из состава Военно-воздушных сил и на её основе создана Дальняя авиация (ДА) ВС СССР

В системе Дальней авиации ВС СССР были сформированы 4 воздушные армии (37 ВАВГК и другие), в которые вошли соединения и части Дальней авиации и вновь созданные соединения на базе существующих из числа переформированных соединений действующей армии . В её состав вошли воздушные армии с управлениями в Смоленске , Виннице и Хабаровске . Все воздушные армии Дальней авиации (ВАДА) просуществовали до 1960 года, когда в связи с ростом числа ракетной техники изменилась военная доктрина ВС СССР. Три армии были переформированы в ракетные армии , а одна армия была расформирована в середине 1953 года.

Состав

Представлены только авиационные формирования, остальные формирования (связи, аэродромные, охраны и так далее) указаны как другие.

ДБА

1943

К началу 1943 года в боевом составе АДД ВГК было 11 авиационных дивизий. В соответствии с постановлением ГКО СССР, в мае стали формироваться восемь дальнебомбардировочных авиационных корпусов. Боевой состав авиации дальнего действия возрос до 700 самолётов и благодаря оборонной промышленности продолжал увеличиваться, хотя и медленными темпами, а задача была довести его до 1200 самолётов.

В декабре АДД ВГК имела в своём составе 17 авиационных дивизий и 34 авиационных полка.

18-я воздушная армия

  • Управление (штаб), дислоцировался в здании Военной академии командного и штурманского состава ВВС Красной Армии на Ленинградском проспекте (ныне - Петровский путевой дворец).
  • 1-й гвардейский Смоленский бомбардировочный авиационный корпус ;
  • 2-й гвардейский Брянский бомбардировочный авиационный корпус ;
  • 3-й гвардейский Сталинградский бомбардировочный авиационный корпус ;
  • 4-й гвардейский Гомельский бомбардировочный авиационный корпус ;
  • 19-й бомбардировочный авиационный корпус (до февраля 1945 года) ;
  • 9-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус ;
  • 45-я бомбардировочная авиационная дивизия (полковник В. И. Лебедев) ;
  • 56-я авиационная дивизия истребителей дальнего действия (полковник А. Д. Бабенко) ;
  • 73-я вспомогательная авиационная дивизия ;
  • 27-я учебная авиационная дивизия .

Руководство

  • 36-я авиационная дивизия дальнего действия , имевшая на основном вооружении Ил-4, обеспечивала проводку морских караванов (конвоев) союзников с военными грузами для СССР, в северные порты Мурманск и Архангельск .
  • Пилоты АДД осуществили перелёт советской делегации, во главе с Народным комиссаром иностранных дел СССР В. М. Молотовым, над территориями оккупированными или контролируемыми ВВС противника, для участия в переговорах с У. Черчиллем и Ф. Рузвельтом, в мае - июне 1942 года, в Лондон и Вашингтон .
  • Единственный полёт в своей жизни И. В. Сталин, в конце ноября 1943 года, в Тегеран , для переговоров с У. Черчиллем и Ф. Рузвельтом, совершил на самолёте АДД.
  • Экипаж под руководством командира корабля А. Шорникова вывез, в конце мая 1944 года, за два рейса, из района Купрешко, основных руководителей Верховного штаба Народно-освободительной армии Югославии (НОАЮ) и личный состав советской и англо-американской военных миссий находившихся при штабе, которым грозил захват выброшенным немецким десантом. Два лётчика и штурман из состава экипажа стали Героями Советского Союза и Народными героями Югославии .
  • Со словацкого аэродрома «Три дуба», в октябре 1944 года в связи с угрозой захвата немцами золотого запаса Чехословакии, несмотря на сложную погодную обстановку, несколькими экипажами АДД он был переброшен в Союз ССР, сначала во Львов , а затем в Москву. Ящики с драгоценным грузом словацкого народа поместили в Государственный банк СССР , а в ноябре 1945 года, решением Советского правительства, все драгоценности, до грамма, были возвращены чехословацкому народу.

- АДД ВС СССР .

Первыми в мире практическим созданием тяжёлых пассажирских самолётов , с 4 двигателями на крыльях, начали в Российской империи . На пассажирском самолёте инженера и пилота И. И. Сикорского Илья Муромец было установлено несколько мировых рекордов, так в 1913 году был поднят груз весом 1 100 килограмм, а 1914 году 16 пассажиров и собака, эти события были занесены в книгу рекордов Гиннесса . Данный самолёт серийно строился на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе (Руссо-Балт), всего было построено 80 таких машин .

В сложившейся тяжёлой обстановке, начального периода войны, происходили нарушение централизованного управления ДБА ГК, большие потери самолётов и экипажей, постоянные переформирования формирований. Силы ДБА ГК РККА дробились на мелкие группы, в итоге 74 % всех самолёто-вылетов «дальников» , за 1941 год, было произведено с целью непосредственной поддержки войск на поле боя, что не являлось главным предназначением ДБА ГК.

В августе 1941 года ВГК пришлось упразднить корпусное звено управления и у ДБА ГК, так как потери сил дошли до 65 %, от первоначального состава на июнь того же года, а в составе ДАФ оставалось всего семь авиадивизий. Положение дел в ДБА ГК, к началу 1942 года, оставляло желать лучшего, поэтому для сохранения сил ДБА ГК, централизации управления ими, обеспечения массированного их применения в Ставке Верховного Главнокомандования приняли решение и создали Авиацию дальнего действия (АДД), как отдельный род сил ВВС, Постановлением ГКО Союза ССР , от 5 марта 1942 года с целью выполнения задач стратегического значения :

Кроме того, АДД (в том числе и входящий в её состав Гражданский воздушный флот, ГВФ) широко использовалась для обеспечения партизанского движения как на оккупированной территории СССР , так и в Югославии , Чехословакии и Польше , и выполнения специальных заданий, как то доставка в любую точку глубокого тыла противника (даже под Берлин) разведчиков , разведывательных и разведывательно-диверсионных групп, оказание помощи движению Сопротивления в оккупированной Европе и многих других.

Формирования АДД выделялись из ВВС РККА в непосредственно подчинение Ставке Верховного Главнокомандующего (СВГК). В Авивцию дальнего действия передавались восемь дальнебомбардировочных авиационных дивизий , несколько аэродромов с твёрдым покрытием, создавалась независимая от ВВС Красной Армии система управления, комплектования, материально-технического обеспечения и ремонта.

Всё время своего существования Авиация дальнего действия была резервом Верховного главнокомандования (ВГК). Командующий АДД получал распоряжения только от Верховного главнокомандующего И. В. Сталина . Авиация дальнего действия на тот период времени насчитывала более 1300 бомбардировщиков ТБ-3 , ТБ-7 и Ил-4 .

Было создано управление и пять дальних бомбардировочных корпусов , имевших на вооружении в разное время почти до 3000 воздушных кораблей, из которых боевых - около 1800 . Основу боевого самолётного парка авиации дальнего действия составляли дальние дипломата , во время первого налёта на Будапешт сильно пострадал большой железнодорожный вокзал венгерской столицы и по заявлению венгерской печати правительство реквизирует всё стекло в городе для ремонта окон. В настоящее время все три государства лихорадочно организуют противовоздушную оборону в основных городах и на работающих на гитлеровцев заводах, предусмотрительно созданных в этих странах как бы вдали от бомбардировщиков объединённых стран»…

В сентябре 1944 года Авиация дальнего действия была передана в состав ВВС РККА и преобразована в 18-ю воздушную армию . Назначение 18 ВА при этом осталось прежним.

Согласно военной статистике, Авиацией дальнего действия было совершено самолёто-вылетов:

37 ВАВГК военная доктрина ВС СССР. Три армии были переформированы в ракетные армии , а одна армия была расформирована в середине 1953 года.

Представлены только авиационные формирования, остальные формирования (связи, аэродромные, охраны и так далее) указаны как другие.

К началу 1943 года в боевом составе АДД ВГК было 11 авиационных дивизий. В соответствии с постановлением ГКО СССР, в мае стали формироваться восемь дальнебомбардировочных авиационных корпусов. Боевой состав авиации дальнего действия возрос до 700 самолётов и благодаря оборонной промышленности продолжал увеличиваться, хотя и медленными темпами, а задача была довести его до 1200 самолётов.

В декабре АДД ВГК имела в своём составе 17 авиационных дивизий и 34 авиационных полка.

Дабы не «околеть», как тот Лама из Якутии, в своем никчемном ожидании, когда наконец-то клюнет соответствующий отпрыск на заброшенную «наживку», поделюсь полезной информацией на заявленную тему сего журнала. И так:

Для справки, считаю необходимым хотя бы кратко осветить вопрос, что же представляла собой авиация дальнего действия в годы Великой Отечественной? Не мудрствуя лукаво, приведу выдержку из книги « Годы в огненном небе. (Авиация дальнего действия в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.)» авторов Бочкарева П. П. и Парыгина Н. И.

Это здесь - http://militera.lib.ru/h/bochkarev_parygin/index.html.

«В ходе Великой Отечественной воины дальняя авиация являлась наиболее маневренным и мощным дальнобойным средством Ставки Верховного Главнокомандования. Она привлекалась для выполнения самостоятельных стратегических и оперативных задач с проведением воздушных операций по разрушению военно-промышленных и административно-политических центров, а также по нарушению коммуникаций и срыву маневра резервов противника. В тесном взаимодействии с авиацией фронтов и самостоятельно АДД проводила ряд воздушных операций в борьбе за стратегическое господство в воздухе, которые осуществлялись под руководством Ставки ВГК и характеризовались большим размахом и решительностью целей».

А вот основные результирующие статистические данные по АДД в годы войны, так же позаимствованные у этих авторов: «Авиация, дальнего действия за годы войны произвела 219788 боевых самолетовылетов, сбросив на врага 2000000 бомб, общим весом более 200000 тонн». Причем для уничтожения войск и техники за годы войнывыполнено 40,5% от всех сделанных самолетовылетов.Для срыва железнодорожных перевозок приходится 30, 6% самолетовылетов . Удары по аэродромам составили 9,33% самолетовылетов . На десантирование войск и грузов пришлось 11,72% самолетовылетов . На у дары по объектам глубокого тыла было осуществлено 3,15% самолетовылетов . П о морским объектам выполнено было 2,86 % самолетовылетов . На воздушную разведку потребовалось 1,55% самолетовылетов . На перехват самолетов было задействовано 0,3% самолетовылетов .

«Из 202128 тонн бомб сброшено по административно-политическим и военно-промышленным объектам в глубоком тылу противника 6628 тонн, железнодорожным узлам и станциям — 74819 тон; аэродромам — 22685 тонн; военно-морским портам — 5914 тонн и войскам на поле боя — 92082 тонн.

В интересах сухопутных войск и проводимых ими важнейших оборонительных и наступательных операций авиация дальнего действия выполнила свыше 80000 самолетовылетов , из них в битве под Сталинградом — 13874, в боях на Курской дуге — 7600, в Белгородско - Харьковской наступательной операции — 1898, в боях под Ленинградом — 23270, при освобождении Крыма — 1865, в Белорусской наступательной операции — 13 451, в Ясско-Кишеневской наступательной операций — 2602, в боях за освобождение Прибалтики — 7213, в Висло - Одерской, Восточно-Прусской наступательных операциях — 8538 и в Берлинской наступательной операции — 3441 самолетовылет. Во всех этих операциях авиацией дальнего действия сброшено 87982 тонн бомб.

Для оказания непосредственной помощи партизанам Белоруссии, Украины, Крыма, Латвии, Литвы, Ленинградской и других областей России, а также Югославии, Чехословакии, Польши авиация дальнего действия выполнила свыше 8 тыс. самолетовылетов. На оккупированную немцами территорию перевезено по воздуху 12 тыс. человек, большое количество грузов, эвакуировано на Большую землю свыше 4700 раненых. Всего в годы войны АДД совершила 25747 самолетовылетовв интересах сухопутных войск по перевозке более 17 тысяч тонн грузов, 83 тысячи военнослужащих и 23 тысяч раненых» (Бочкарев П. П. и Парыгин Н. И.)

Белгородский историк-ученый Сергиенко Анатолий Михайлович, исследуя историю авиации дальнего действия, установил совершенно точное число Героев Советского Союзав АДД.Их 273, шестеро удостоились высшей награды дважды.

А вот конкретные данные по 36-авиадивизии, в полках которой служил мой отец. Эти данные приводятся из книги «Крылатая гвардия» Николая Левченко, описывающего историю 57 Смоленской Краснознамённой морской ракетоносной авиационной дивизии, которая продолжила славный боевой путь 36-ой авиадивизии ДД в послевоенное время и дислоцировалась в Быхове до развала Союза. Но как теперь выясняется, он так же их позаимствовал, но из официальной истории «Рождение дивизии» (36-ой ад ДД), обнаруженную в архиве Сергиенко. Документ уникальный, созданный штабными писарьчуками сразу после войны.

«Всего за годы Великой Отечественной войны в боях за Родину пало 119 летчиков, 131 штурман, 142 радиста, 153 воздушных стрелка дивизии. (Надо заметить, что по численности потерисоставляютлетный состав более трех авиаполков ДД.)

Боевая работа характеризуется следующими данными: совершено самолетовылетов днем — 1424, ночью — 13467, сброшено 182724 авиабомбы. В результате бомбовых ударов вызвано пожаров 6439, взрывов различной силы — 3292, уничтожено 248 танков, 254 эшелона, 41 паравоз, 1367 вагонов, 731 автомашина, 47 самолетов в воздухе и 480 на земле, 250 складов и 46 цистерн с горючесмазочными материалами, 320 зенитных орудий, 44 железнодорожных моста и переправы, 88 прожекторов, 20 нефтехранилищ и 12 нефтевышек, 3 электростанции, 210 промышленных и станционных сооружений, 31 ангар, потоплено 3 боевых корабля и транспорта противника, уничтожено большое количество живой силы и боевой техники немецко-фашистских войск».

Как видите характер выполняемых задач, диапазон действий и их масштаб Авиации дальнего действия впечатляющ. Но каждый самолетовылет - это конкретные усилия технарей их готовящих. Это труд работяг из батальонов аэродромного обслуживания, доставляющих к самолетам и горючее и бомбы, содержащих летные поля в должном состоянии, а так же слесарей полевых ремонтных мастерских, латающих рванные самолетные раны и реанимирующих моторные сердца боевых машин. А об этих рабочих войны вообще мало, что найдешь в мемуарной литературе. Это люди, оставшиеся в тени боевой славы полков авиации дальнего действия, но без которых ни один самолетАДД не поднимался в небо.

Лучшие статьи по теме